Золотое лето вологодской торговли: покупатели спешат потратить деньги
С легкой руки художника Левитана, назвавшего свою знаменитую картину «Золотая осень», искристый эпитет намертво прирос именно к этому времени года. Но крылатые выражения на то и крылаты, что летят куда хотят. Скажем, оценка ситуации в вологодской розничной торговле позволяет назвать «золотым» прошедшее лето, а каким будет начавшаяся осень – пока можно только гадать…
А ведь еще несколько месяцев назад эксперты выражали обоснованную тревогу: оборот розничной торговли на Вологодчине переживал затянувшееся падение. Причем глубина спада потребительской активности в январе и феврале 2023-го сравнима разве что с острой фазой пандемии, когда значительная часть магазинов была попросту закрыта на замок. Январские показатели вологодской торговли в денежном выражении снизились на 18 процентов год к году, февральские оказались всего на один процент лучше январских.
Но к весне, извините за каламбур, заметно потеплело. И если в марте торговля еще только подбиралась к прошлогоднему уровню, не дотянув до него порядка 8 процентов, то в апреле и мае произошел прорыв с выходом на траекторию устойчивого роста торгового оборота (среднестатистические весенние показатели закрепились на отметке 2-3 процента выше прошлогодних).
Лето продолжило приятно удивлять экономических аналитиков. В июне областной торговый рынок показал плюс 5 с половиной процентов годового прироста, в июле отчитался о приросте порядка 4 процентов год к году. Итоги августа еще не подведены, но существенной перемены тренда не ожидается.
Конечно, о причинах происходящего можно и даже нужно спорить. Вспоминая советский период с его вечными магазинными очередями за всем подряд, от колбасы до мебели включительно, представителям моего поколения легко понять, что высокий потребительский спрос - не самый надежный признак экономического процветания. Бывает с точностью до наоборот: повышенный спрос на товары сигнализирует о неуверенности людей в завтрашнем дне.
Смысл ясен. Стараясь спасти свои сбережения от инфляции, девальвации и других напастей, массовый потребитель «материализует» деньги во что-то более осязаемое – недвижимость, бытовую технику, одежду, различные товары для дома, продукты с длительными сроками хранения и пр. Проще говоря, люди спешат потратить деньги, пока деньги стоят дороже…
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии