Факт дня 25 марта: всеобщая ликвидация безграмотности
25 марта 1921 года в Вологде неграмотных граждан начали в добровольно-принудительном порядке записывать в школы. Причем программа касалась всех — от детей и подростков до людей пожилого возраста.
Слово «ликбез», которое в наши дни обычно употребляют как синоним «лайфхака», в начале прошлого века имело самое буквальное значение — ликвидация безграмотности.
Сейчас подобное трудно представить, но в конце XIX века в России вообще не знали грамоты почти 80% населения. К моменту прихода к власти большевиков в 1917 году ситуация не сильно изменилась — число неграмотных составляло около 73%. По показателю грамотности страна находилась на последнем месте среди крупных европейских держав.
Почти сразу после Октябрьской революции был создан Наркомат просвещения под руководством Анатолия Луначарского, а при нем чуть позже — Главполитпросвет. Последний возглавила супруга Ленина — Надежда Крупская. В декабре 1919 года большевики приняли декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Правда, пока шли постоянные бои на фронтах Гражданской войны, местным властям обычно было не до выполнения декрета, и активно воплощать его в жизнь начали, когда накал боевых действий заметно снизился — к концу 1920 года.
Согласно декрету, в каждом городе или селе открывались «ликпункты», они же — школы грамоты. Под них приспосабливались любые пригодные помещения — заводские, частные, церковные.
Обучаться предписывалось «в порядке трудовой повинности»: для взрослых неграмотных людей школу приравняли к работе (непосредственно рабочий день им урезали на два часа). За уклонение грозила не только административная, но и уголовная ответственность.
В Вологде местный губисполком действовал следующим образом: город разбили на десять округов, в каждом из которых были созданы «ликпункты» по числу жителей. Как раз в конце марта 1921-го власти объявили неделю своеобразной мобилизации — повальной записи на обучение грамоте.
Слово «мобилизация» здесь фигурирует не случайно: указ губисполкома фактически приравнивал уклонистов от учебы к армейским дезертирам.
Можно сказать, что большевики насаждали азбуку чуть ли не силой, но такие меры дали быстрый и ощутимый результат.
Уже к концу 1930-х годов уровень грамотности подскочил до 90%, а человек, не знающий букв, в России и Вологде воспринимался, как и в наше время, словно некая диковина.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии