Факт дня 21 января: день рождения Митрича
Вологодскому режиссеру-документалисту Юрию Дмитриевичу Половникову, больше известному как «Митрич», 21 января, могло бы исполниться 67 лет. Солидный, но не бог весть какой возраст для кинематографиста — однако Митрич ущел в 49, оставив после себя не только свои ленты, но и целую студию с кинофестивалем.
Уроженец Сокола Юрий Половников «болел» кино с юности. Правда, Митрич, как его запросто звали друзья (прозвище закрепилось на всю жизнь) гораздо больше тяготел не к художественным фильмам, а к документальным. В 1974 году, после службы в армии, Митрич сделал первые шаги к воей мечте: стал руководителем детской киностудии «Романтик» на своей малой родине. После успешного выхода на Всероссийский фестиваль любительских фильмов 1979 года талантливого режиссера-самоучку заметили, в середине 80-х он поступил в знаменитый ВГИК в Москве.
В столице Митрич попал под опеку «нужных» людей — например, известного актера Георгия Милляра, сыгравшего Кощея и Бабу-Ягу в сказках Александра Роу. Вологжанин какое-то время даже жил в квартире Милляра, даже снял о нем фильм-портрет «Вот такая чертовщина», к сожалению, не сохранившийся. Среди однокурсников Митрич считался весьма перспективным режиссером: однажды, к примеру, его пригласила для съемок клипа певица Жанна Агузарова.
Однако после окончания ВГИКа наш земляк выбрал стезю, не связанную с коммерцией. Ему были интересны в качестве героев в первую очередь «простые люди» - и в первом его документальном фильме «А жизнь короткая такая» появился фольклорный хор бабушек из Нюксеницы. Впоследствии это станет фирменной чертой Митрича: взять, казалось бы, банальный сюжет из жизни и превратить его в трогательную, а то и трагичную историю.
Самые известные его ленты - «Серафима» (о женщинах-вдовах), «Костры нашего детства» (о ребятах из вологодского дома-интерната), «Чаронда» (об исчезувшем городе), «Остров спасения» (о жизни Мурманско-Успенской обители). Последний из них, получивший международную премию «Серебряный витязь» и всероссийскую «Живая вода», критики сравнивали с художественным фильмом «Остров» Павла Лунгина.
Главной чертой Митрича, редкой в наше время, была верность своему делу, выбранному, похоже, раз и навсегда. В «лихие девяностые» режиссер, обивая пороги потенциальных спонсоров и властных структур, почти наверняка слышал в свой адрес разные варианты фразы: «Денег нет, но вы держитесь» - но, тем не менее, продолжал снимать. Причем делал это настолько талантливо, что отмахиваться от его инициатив становилось просто неудобно.
В 1998 году одна из «мечт» Юрия воплотилась в виде создания местной студии «Вологдафильм», в 2000-м он возглавил местную организацию Союза кинематографистов РФ. Еще одна идея — фестиваль неигрового кино — будет реализована, к сожалению, уже после его смерти. Сейчас ежегодному кинофестивалю документалистов «Фрески Севера» присвоено имя Юрия Половникова.
Последнюю картину о народе вепсов (всего на его счету около 80 документальных фильмов) Митрич так и не успел смонтировать: после очередного дня на «Вологдафильме» в августе 2003 года он вернулся домой и скоропостижно умер во сне. После этого печального события было опубликовано множество воспоминаний о нашем земляке, в том числе его дневники.
В одном из них режиссер писал: «Сижу без денег, без работы, но зато в квартире… Ну что же, как-то будем выкарабкиватьcя. И снимать еще будем, и жить будем, и cчастливы будем».
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии