Там, за туманами: эксперты пытаются понять, что скрывают «засекреченные» данные о работе банков
Как мы уже сообщали, с начала спецоперации текущие результаты работы российских банков засекречены для широкой общественности. Динамика активов, прибыли, вкладов, кредитов, прочие параметры банковской деятельности – все стало необязательным к опубликованию.
Понятно, что решение Банка России принято в экстраординарных условиях. Удар по психике банкиров и их клиентуры превзошел даже эффект пандемии, когда мировая экономика была парализована карантином. Вооруженный конфликт сам по себе является неблагоприятным фоном для экономической жизни, а если добавить к этому шесть пакетов антироссийских санкций, включая арест половины финансовых резервов страны – легко представить, какие сложные задачи встали перед финансовыми властями России.
Как бы там ни было, экспертные оценки ситуации в банковской сфере грешат неопределенностью. В частности, информагентство «РИА Рейтинг» считает, что руководство Центробанка и Минфина сумело преодолеть шок первых недель спецоперации и предотвратить массовое бегство корпоративных и частных средств из банков. Ограничения на движение валюты, рост ключевой ставки до 20 % годовых и ряд других мер сделали свое дело: «девятый вал» паники был укрощен и ситуация стала стабилизироваться. К маю ключевая ставка снизилась почти вдвое – до 11 % годовых, а нынешний объем средств на счетах юридических и физических лиц «РИА Рейтинг» оценивает на уровне прошлогоднего.
В то же время, судя по всему, активы банков продолжают снижаться, хотя и более умеренными темпами. По мнению экспертов «РИА Рейтинг», в марте активы рухнули вниз сразу на 6 процентов, в апреле отрицательная динамика составила 1-2 процента.
Цифры вроде бы не столь катастрофичны, но надо иметь в виду два важных фактора. Во-первых, речь идет о таких гигантских величинах, что даже один процент – это, как говорится, «более чем». Общая сумма активов всех российских банков к началу 2022-го года превышала 110 триллионов рублей, так что совокупные потери марта-апреля приближаются к 10 триллионам (для наглядности – это примерно три годовых бюджета города Москвы и более 650 годовых бюджетов города Вологды). Во-вторых, таких колоссальных потерь активов в такой короткий период времени банковская сфера России не знала с 2008-го года, когда разразился мировой финансовый кризис.
Закрытие информации не позволяет сказать точно, как отразилась отрицательная динамика активов на прибыли банков. «РИА Рейтинг» предполагает, что весь период после января нынешнего года российские банки работали с убытками. Пытаясь оценить их размеры, эксперты вспоминают финансовый кризис после «крымской весны» 2014 г., когда общий размер убытков российской банковской системы достиг 227 миллиардов рублей. «Масштаб убытков (на фоне нынешних событий)… может в несколько раз превышать убытки того периода», - считает «РИА Рейтинг».
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии