Василий Белов в очередной раз призвал земляков «не предавать родной дом»
Вологодский областной драматический театр в дни празднования 90-летия вологодского прозаика, «писателя-деревенщика», классика русской литературы Василия Белова, обратился к его программному произведению. Без сомнения, это смелый шаг: ведь «Привычное дело» - казалось бы, «архаичную» вещь сложно сделать близкой зрителю образца 20-х годов 21-го века. Итак, премьера октября.
Этот спектакль автора пьесы Александра Пудина наделен подзаголовком «История Ивана Африкановича Дрынова в его видениях». Но как «видения» главного героя, прошедшего войну и страдающего в «свинцовых мерзостях» послевоенного бесправия русской деревни донести до сегодняшних, к примеру, школьников? А ведь их «подвозили» к драмтеатру в тот вечер целыми автобусами. Зрительный зал был битком забит, молодежи – очень много! Со второго действия уходили единицы.
В центре повествования – тяжкая судьба молодого еще фронтовика Ивана Дрынова, «беспаспортного» крестьянина эпохи позднего культа личности. Он задыхается с девятью детишками и слабой сердцем женой Екатериной – от безденежья, тяжести непосильного труда и непонятной тоски. От несправедливости мира, в котором живет. А потом, позже – от безысходного горя. Ведь Екатерина умерла, а кормилицу корову пришлось зарезать, потому что сена для нее косить в те лихие времена было запрещено. Но главный герой не ломается. На сделку с совестью не пошел, на отхожий промысел душа уйти не позволила. Здесь его место. Для него такая жизнь – привычное дело! «Не бросай свой дом!..» - кричит в той же тоске его теща. И эта мысль – главная в произведении Василия Белова.
Вот как описал свои впечатления от спектакля профессиональный искусствовед и журналист Алексей Сальников:
- Театр очень бережно подошел к произведению, ставшему классикой. Рискну предположить, что немалая заслуга в этом кандидата филологических наук кафедры литературы ВоГУ, консультанта спектакля Сергея Юрьевича Баранова. В отличие от прежних прижизненных постановок Беловских пьес, создатели спектакля «Привычное дело» не стали устраивать этнографическое шоу: вологодский говор лишь обозначается и не становится главной характеристикой героев, нет привычных атрибутов «деревенской жизни» 50-60-х годов ХХ века.
Театр поставил себе задачу из произведения классической «деревенской прозы» сделать притчу, понятную сегодняшнему зрителю. По-моему, это удалось в полной мере.
Выходя из театра, некоторые зрители восклицали: «Да ведь это – не Белов! Это – почти шекспировские страсти! Очень мрачно, безысходно…» и в таком духе.
А не замечаем ли мы, что душевные потрясения, сильные эмоции, свойственные нашему времени, мы порой и зачастую камуфлируем? Делаем вид, что ничего, потрясающего нас, вызывающего у нас острые переживания, сейчас не происходит.
Театр нам напомнил, что это - не так, что не стоит это скрывать. И переживать острые эмоции - надо. Это - естественное свойство любого человека.
Ирина Попова /фото автора
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии