Распил растет: обнародованы данные о вологодской лесопереработке
Не секрет, что наш лесной комплекс оказался в числе наиболее пострадавших от антироссийских санкций «коллективного Запада». Достаточно сказать, что накануне специальной военной операции, в 2021-м году, в страны Евросоюза, а также в США и Японию, отправлялось свыше 10 процентов обработанной древесины. В секторе необработанной древесины зависимость от экспорта в недружественные страны оказалась еще сильнее: в одну Финляндию отправлялось почти 25 процентов экспортируемого российского леса!
После начала непримиримой торговой войны против российских производителей упомянутые цифры сначала резко сократились, а за последующие два года упали практически до нуля. Переориентация поставок российских лесоматериалов с западного на восточное направление требовала времени, решения логистических и финансовых проблем, а также соответствующего состояния экономики стран-импортеров. А ведь Китай, на который возлагались особые надежды, за последние годы по сути исчерпал потребности в росте импорта древесины, а Индия и вовсе сократила закупки этого вида сырья.
Но даже в такой непростой ситуации пословица «Свято место пусто не бывает» не утратила актуальности. Судя по обнародованным накануне данным за первый квартал нынешнего года, лесной комплекс Вологодской области достаточно быстро адаптируется к новой экономической реальности.
Конечно, скорость восстановления в различных секторах этой отрасли неодинакова. Так, в январе-марте 2024-го годовой рост производства в группе «лесоматериалы распиленные и расколотые» превысил 13 процентов. Еще круче – на 27 процентов «год к году» - взлетело вверх производство фанеры. В то же время производители древесно-стружечной плиты ограничились умеренным 3-процентным увеличением показателей. Между тем абсолютным рекордом областного ЛПК отметились производители топливных брикетов из отходов производства: годовой рост объемов этой продукции превысил 300 процентов.
Безусловно, эти цифры внушают оптимизм, но без пресловутой ложки дегтя всё же не обошлось. Как известно, руководство страны уже много лет ставит перед лесопромышленниками задачу переходить от примитивной функции «железных дровосеков» к более глубокой переработке древесного сырья. Но, судя по всему, воз (с лесом) и ныне там. В отличие от продукции с минимальным индексом обработки производство продукции с более высоким технологическим индексом топчется на месте. Даже такой несложный (хотя и совершенно необходимый) товар, как двери, показал отрицательную динамику: за год производство деревянных дверей на вологодских предприятиях снизилось на 6 процентов.
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии