Новости компаний
2
1 995

Вологодская финифть: как рождается ювелирное чудо?

фото: Вологодская финифть
Фото: фото: Вологодская финифть

Украшения, иконы, предметы быта Творческой мастерской «Вологодская финифть» - наследницы объединений талантливых и самобытных местных мастеров, известных еще с домонгольских времен – пользуются заслуженным спросом и уважением поклонников самобытного декоративно-прикладного искусства по всему миру.

Зная историю творений вологодских художников-эмальеров, о которой рассказывал портал Вологда-поиск, переходим к не менее интересному рассказу – о технологии производства, сложной и требующей не только таланта, но и аккуратности, скрупулезности, истинного мастерства.

Дробить слитки, толочь в ступе

Итак, работая в традиционном русле,эмальеры активно экспериментировали, находили новые формы, созвучные эпохе, и совершенствовали технологии. Наряду с классическими орнаментами перегородчатой эмали и живописной "усольской" техникой появились работы с использованием потёчных эмалей. В них цветные эмалевые массы сплавляются, создавая причудливые узоры, а медная основа, просвечивая сквозь тонкие слои покрытия, мерцает и золотится, придавая композиции невероятную глубину и яркость.

Создание каждой такой вещи — это сложный, многоэтапный процесс. Он начинается с подготовки эмали: слитки тщательно дробят в металлической ступке, а затем растирают в агатовой до состояния мельчайшего порошка, подобно старинным пигментам для красок. Чтобы предотвратить распыление, порошок смачивают. 

Современная эмаль представляет собой кремниевый сплав, содержащий окислы калия, натрия и другие компоненты. Окрашивается этот сплав в тот или иной цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, окиси железа и хрома.

В желтый цвет эмаль окрашивается благодаря введению в нее трехокиси сурьмы, соединений серебра; в синий и голубой — окиси кобальта; в черный — окиси иридия и марганца. Помимо цветовой градации, палитра эмалей делится на прозрачные и так называемые опаковые — непрозрачные эмали.

От пробного обжига – к защитному слою

Ключевым и самым сложным этапом является обжиг, требующий от мастера большого опыта, знаний и художественного чутья. Поскольку эмалевые сплавы имеют разную температуру плавления, обжиг начинают с самых тугоплавких, чтобы избежать выгорания цвета. Мастера проводят многочисленные пробные обжиги, так как в процессе плавления многие эмали меняют свою интенсивность и приобретают новые оттенки. Нанесение и обжиг даже одного цвета часто производится в несколько приёмов.

Первый слой служит грунтом и позволяет оценить, как эмаль растекается по отведённому для неё углублению в металле. Последующие слои компенсируют усадку массы при плавлении и выводят уровень эмали вровень с краями перегородок. Иногда сверху наносится фондон — прозрачный защитный слой.

Роспись по эмали – дело тонкое

Отдельного внимания заслуживает живопись по эмали (финифть). Основой для неё служит выпуклая пластинка из тонкой меди. Её лицевая сторона покрывается тремя слоями белой эмалевой грунтовки, каждый из которых просушивается и обжигается при температуре 700-800°C до образования гладкой поверхности. Чтобы уберечь пластину от деформации, её обратную сторону покрывают контрэмалью.

Роспись начинается с создания бумажного эскиза, контур которого прокалывается иглой. Этот «точечный» шаблон накладывается на загрунтованную пластину и натирается сажей, смешанной со скипидаром, — так рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи используются специальные огнеупорные краски, приготовленные из растертых пигментов, скипидара и лавандового масла. Каждая из них имеет свою температуру плавления и меняет цвет при обжиге.

Сначала художник выполняет «подмалёвок», нанося основные цвета. После обжига, придающего краскам яркость и блеск, следует «прописка»: прорисовываются детали, светотени, уточняются цветовые отношения. Этот цикл — роспись, обжиг, остывание — может повторяться многократно.

В финале живописное изображение иногда покрывается защитным слоем прозрачного фондона, а сама пластина оформляется в металлическую оправу, изготовленную ювелиром.

Благодаря такой технологии роспись по эмали веками сохраняет свою первоначальную чистоту, цвет и блеск, не боясь света, перепадов температуры, влажности или загрязнений.

Искусство эмали и филиграни

Мастера, владеющие секретами промысла, сегодня создают изящные, оригинальные и самобытные ювелирные изделия и предметы быта. 

Мы любуемся вологодскими колье, серьгами, браслетами, кольцами, медальонами, с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали. 

Другое направление - филигранные арки, панно с изображением памятников архитектуры. В технике перегородчатой эмали изготавливаются часы, декоративные панно, сувенирные изделия.

Большим почитанием пользуются иконы святых, созданные по христианским православным канонам. 

Главные новости Вологды за неделю
Хоккейный «Металлург-Вологодская область» прервал трехматчевую серию без побед
Подопечные Евгения Марьина взяли реванш у МХК «Буран»-Мск
19-11-2025 994 просмотра
Госдума РФ готовится разрешить продажу пива на стадионах с 2026 года
Об этом говорят инсайдеры и подтверждают депутаты
19-11-2025 2 276 просмотров
Пресс-секретарь президента России заявил о скорейшем введении ответного безвизового режима с Китаем
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков анонсировал скорое введение ответного безвизового режима с Китаем, отметив, что подготовка идет полным ходом. Это решение призвано упростить передвижение граждан обеих стран, открыв новые возможности для туризма,
19-11-2025 1 363 просмотра