Общество
2
577

Банки стали реже возвращать деньги клиентам, которых обманули мошенники

Центробанк заявил, что во втором квартале 2022 года резко выросли объёмы средств, похищенных у россиян через системы дистанционного обслуживания. Сумма похищенного достигла 1,8 млрд руб. При этом уровень возврата средств банками оказался рекордно низким и составил всего 5%.

Доля хищений у граждан оказалась на исторически рекордном уровне — 63%. Объём хищений у физлиц по сравнению с первым кварталом вырос в 1,5 раза. Более значительные негативные цифры были продемонстрированы только в четвертом квартале 2021 года. Тогда объем похищенного превысил 1,9 млрд руб.

Гендиректор SafeTech Денис Калемберг скептически отнесся к статистике ЦБ РФ и назвал ее «странной». Он отметил, что регулятор говорит о резком падении количества двух основных типов атак, но при этом на 70% выросли «остальные атаки», и непонятно, что под ними подразумевается.

«Я подозреваю, что в этот раз некоторые банки при сдаче отчетности в ЦБ не стали маркировать классификацию атак, что и привело их в раздел "остальные" и, соответственно, к перекосу статистики»,— цитирует Калемберга habr.com.

По данным ЦБ, доля социальной инженерии в хищениях во втором квартале снизилась до 44,8% (52,5% в первом квартале).

Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский объясняет уменьшение выплат пострадавшим клиентам тем, что «банки пытаются выжить и им не до того».

«Также играет роль, что рабочими остались в основном схемы, в реализации которых виноват сам простодушный клиент, назвавший мошенникам код из SMS»,— уточняет он.

Музалевский видит основную причину общего снижения числа и объёма мошеннических операций в отключении России от международных платёжных систем Visa и MasterCard. Ещё одной причиной он считает сложности при выводе денег за границу.

В свою очередь руководитель подразделения Group-IB по противодействию мошенничеству Павел Крылов говорит о том, что отлаженные схемы киберпреступников разрушились. Количество звонков с подменными номерами по телефону уменьшилось. Их заменили аналогичные звонки через мессенджеры.

«Летняя» схема, когда мошенники воровали деньги у людей с помощью фишинговых сайтов, которые прикрывались выгодными предложениями о проведении отпуска, в этот раз не сработала.

Зато мошенники активизировались в сфере предложений вывести валюту и перевести средства на зарубежный счёт, заключил эксперт.

Напомним, что в конце 2021 года Центробанк предложил ввести упрощённый порядок возврата денег российским клиентам банков, пострадавшим от действий мошенников. Например, регулятор собирался установить определённую обязательную сумму для возмещения в случае выявления мошенничества, а также изменить порядок списания средств по мошенническим операциям. То есть, если пострадавший обратится с заявлением в банк в течение суток после обмана, то финансовая организация должна будет в любом случае вернуть клиенту-физлицу сумму, которую определит Банк России. Но эта инициатива так и осталась лишь предложением.

А в июне этого года Центробанк предложил разработать и внедрить механизм двойной проверки платежей, позволяющий обязать банки в полном объёме возвращать клиентам украденные мошенниками деньги.

При этом регулятор не поддержал идею блокировать денежные переводы свыше 10 000 руб. до получения дополнительного подтверждения от отправителя средств. Вместо этого ЦБ предлагает ввести двухдневный «период охлаждения», во время которого отправитель может отменить перевод.