Общество
2
1 074

Мы едем, едем, едем: на Вологодчине отмечен резкий рост пассажирооборота

Есть данные, которые не всегда укладываются в прокрустово ложе традиционной экономической статистики. Объемы пассажирооборота в регионе – именно из такой категории. 

С одной стороны, совершенно очевидно, что движение автотранспорта невозможно вне рамок функционирования экономики. Элементарно, Ватсон: машина не тронется с места с неисправным двигателем, без горючего в бензобаке или без колес. Значит, процесс движения автомобиля сам по себе является реальным сектором экономики. И если после введения антироссийских санкций вологодский автопарк не встал «на прикол», а даже вырос по сравнению с мирным временем почти на 20 процентов (примерно с 40 до 48 миллионов пассажиро-километров в месяц)  – у этого факта, конечно, должна быть экономическая подоплёка.  

И она есть. Как известно, после начала СВО официальная таможенная статистика, как и банковская отчетность, и публичные сведения о доходах чиновников и пр., были засекречены (или, по крайней мере, перестали появляться в открытом доступе). Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. По сути узаконенный параллельный импорт автозапчастей через Китай, Казахстан, Турцию и некоторые другие страны если и не свел эффект санкций против российского автопрома  к нулю, то существенно минимизировал ущерб. 

По данным Российской ассоциации автодилеров, уже к осени минувшего года параллельный импорт закрыл до 50 процентов спроса на запчасти для иномарок, а к лету 2023-го соответствующий показатель увеличился до 70-80 процентов. Конечно, это еще не прежнее товарное изобилие, но уже не тот жестокий дефицит, который до основания потряс российский авторынок прошлой весной.

Понятно, что нарастание доли «серого» импорта не обходится без негативных последствий. В частности, отличить качественный оригинальный товар от «дефективного» контрафакта сегодня гораздо сложнее, чем прежде. Но это все же лучше, чем паралич автопарка, который дружно предсказывали некоторые эксперты на стартовом этапе СВО.

Но я повторюсь: объем пассажиропотока – это не сугубо экономический параметр. Здесь переплетается много факторов – от психологии до туризма включительно. В трудные времена люди больше нуждаются в общении друг с другом и с окружающим миром, а значит начинают больше ездить – этот феномен общеизвестен. А когда «окно в Европу», прорубленное еще Петром Великим, вновь закрылось от нас железным занавесом, внутренние поездки поневоле становятся альтернативой внешним…