Наука
23
78 578

Реквием по автомобилю: сенсационное открытие ученых сделает электромобили дешевле бензиновых!


Долгое время проекты массовой замены неэкологичных двигателей внутреннего сгорания экологичными электродвигателями терпели фиаско. В длинном ряду провалов нашлось место и нашему отечественному «е-мобилю», который безуспешно попытался поставить на поток миллиардер Михаил Прохоров. 

Несмотря на гигантские средства, выделяемые государствами и частными корпорациями на разработки в этой сфере, количество электрокаров по сравнению с автомобилями на углеводородном топливе остается ничтожно малым. По данным агентства «Блумберг», к началу 2020 года по всем автодорогам мира бегало меньше одного миллиона электромобилей – это 0,4 процента от общего автопарка планеты. Причем почти 70 процентов названного количества – это не чистые электрокары, а машины-«комби», в которых наряду с электродвигателем установлен и традиционный двигатель – бензиновый или дизельный. 

Главной причиной «пробуксовки» этого глобального проекта стала высокая стоимость электрокаров. Даже самые дешевые модели заметно дороже «углеводородных» машин. Наглядный пример: обычный автомобиль «Форд Фокус» в минимальной комплектации стоит порядка 800 тысяч рублей, а родственный ему по происхождению «Форд Фокус Электрик» можно приобрести не дешевле чем за 3,2 миллиона. 
Понятно, что пропорция 1:4 не стимулирует массовые продажи электрокаров, особенно в небогатых государствах. Если оценивать распространение электроавтомобилей по странам, то более 95 процентов мировых продаж выпадает на  страны «большой семерки» и Китай. 

Причина неумеренной дороговизны электрокаров не столько в алчности автоконцернов, сколько в высокой стоимости дефицитных материалов, которые используются в аккумуляторных батареях (в частности, лития). Именно поэтому сообщение об изобретении батарей на основе графена (модификация углерода) стало сенсацией. 

По расчетам журнала «Эксперт», графеновая аккумуляторная батарея не только на 35-40 процентов дешевле нынешней литий-ионной, но и значительнее эффективнее при эксплуатации. Она в несколько раз быстрее заряжается и втрое дольше «держит ход» при одной зарядке. Последнее обстоятельство исключительно важно, поскольку нынешних батарей хватает на 200, максимум на 300 километров, а станций, способных осуществить подзарядку в пути следования, явно недостаточно (на всю необъятную Россию приходится менее 170 станций, из них более сотни дислоцированы в Москве и Подмосковье). Именно из-за этого, к слову, среди электромобилей так много «засланных казачков» с дополнительным углеводородным двигателем.  

Как бы там ни было, конструкторский прорыв позволяет кардинально переоценить перспективы рынка электрокаров. Так, во Франции и Германии намерены к 2040-му году полностью запретить эксплуатацию бензиновых двигателей, а в Норвегии, где уже сегодня до 30 процентов автопарка используют электротягу, полный отказ от двигателей внутреннего сгорания может быть осуществлен уже к 2030 году.