image

Ильюшин Сергей

Энциклопедия Вологды
Мария Вернер

Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 (30) марта 1894 года в Вологодском уезде - деревне Дилялево Березниковской волости. Семья у крестьян Ильюшиных была большая – 11 человек. Будущий авиаконструктор был последним, девятым, ребенком в этом семействе.

Как и большинство крестьянских детей, маленький Сережа 4 года проучился в земской школе села Березники. А когда ему было 15 лет, поступил чернорабочим на Яковлевскую фабрику в Костромской губернии. С авиаций Сергей Ильюшин познакомился на своем втором рабочем месте - на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге.

Призванного в 1914 году на воинскую службу Ильюшина назначили писарем управления вологодского воинского начальника. А три года спустя в 1917 году вологжанин сдал экзамен на звание пилота-авиатора.

После революции 1917 года молодой Сергей Ильюшин вернулся в Вологду и начал работать в губернском совете коммунального хозяйства. В 1919 году Ильюшина вновь призвали в армию, на этот раз в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Начав службу авиамехаником 6-го авиапоезда VI армии, дослужился до должности начальника 15-го авиапоезда IX Кубанской армии.

После Гражданской войны поступил в московский Институт инженеров Красного воздушного флота. Закончив в 1926 году академию, Ильюшин стал военным инженером-механиком воздушного флота, а чуть позже возглавил Центральное конструкторское бюро при московском заводе имени В. Р. Менжинского.

В 1935 году Сергей Ильюшин стал главным конструктором Опытного конструкторского бюро, где под его руководством были разработаны два варианта двухмоторного бомбардировщика — ЦКБ-26 и ЦКБ-30 (ДБ-3, ДБ-3б), позже переименованного в Ил-4.

В годы Великой Отечественной войны ильюшинские бомбардировщики снискали немалую славу. В те годы конструктор Ильюшин положил начало новому роду боевой авиации, работающей в тесной связке с наземными войсками. Самолет наши летчики прозвали «летающим танком», которому не страшен пулеметный и ружейный огонь, а гитлеровцы окрестили его «черной смертью». Ил-2 стал самым массовым советским самолетом военного времени.

После войны, в 1948 году в Опытном конструкторском бюро С. В. Ильюшина был сконструирован и построен первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28, много лет стоявший на вооружении советской армии.

Конструктор Сергей Ильюшин построил и серию пассажирских самолетов. Первые «илы» для гражданской авиации стали строить сразу же после войны – в конце 40-х годов. Первым в их ряду стал Ил-12, серийное производство которого началось в 1946 году. Реактивный трансатлантический лайнер Ил-62 многие годы был флагманом «Аэрофлота». Этот самолет получил сертификат на право полетов в США.

За создание этого самолета конструктор Сергей Ильюшин был отмечен Золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).

Фото – сайтов «ВологдаТурИнфо» и Вологда-портал