image

Вологодский госуниверситет оказался наименее эффективным из крупнейших областных вузов

Образование
22:50
543 просмотра
Михаил Скляр

Этот неутешительный для самого именитого учебного заведения области вывод проистекает из результатов мониторинга, обнародованного интернет-порталом miccedy.ru. 

Конечно, использованные в этом исследовании критерии оценки далеко не бесспорны. В частности, одним из ключевых индикаторов избран средний балл ЕГЭ поступивших, который правильнее считать следствием общего состояния системы образования в России, нежели показателем эффективности отдельно взятого учебного заведения. Столь же неоднозначно воспринимается такой индикатор, как международная деятельность вуза, которая может свидетельствовать о состоянии финансов, о связях и личном обаянии ректора или еще кого-то из должностных лиц – словом, о чем угодно, кроме эффективности образовательного процесса.    

И все же просто отмахнуться от этого рейтинга, не попытавшись понять его подоплеку, было бы неправильно. Тем более что никто из осведомленных людей не рискнет отрицать, что Вологодский государственный университет имеет фундаментальные проблемы в самых разных сферах своей многогранной деятельности. 

За последние годы реальный сектор вологодской экономики измельчал до неузнаваемости. От многих предприятий остались в лучшем случае цеха, в худшем – одни стены. Соответственно упал  престиж инженерной профессии, а следом и уровень абитуриентов, поступающих на соответствующие факультеты ВоГУ. Согласитесь: учиться пять лет без перспективы найти высокооплачиваемую и стабильную работу мало кому интересно. 

Не лучше ситуация и в гуманитарной отрасли. Взять хотя бы родственную мне сферу журналистики, представленную в ВоГУ специализированным отделением на филфаке. Хотите – поверьте, хотите – проверьте, но за последние 20 лет в Вологде испустило дух более полусотни разнообразных газет и журналов! Печатная журналистика стала в буквальном смысле уходящей натурой, а идущая ей на смену интернет-журналистика, по сути, не нуждается в дипломированных специалистах: здесь ценятся совсем другие достоинства. И этот пример не уникален.

Экономический спад диктует и такие параметры, как невысокий уровень зарплаты и ослабленные меры социальной поддержки педагогического состава, не исключая вузовского. По данным информагентства Visa Sam, в 2018 году средняя зарплата педагога в городе Вологде составляла чуть больше 30 тыс. рублей в месяц, в то время как в Архангельске приближалась к 40 тыс., в Санкт-Петербурге превышала 42 тыс., в Москве достигала 57 тыс., а в Ямало-Ненецком округе преодолела рекордную планку – 83 тыс. рублей ежемесячно. Неудивительно, что многие вологодские педагоги в стремлении к достатку уезжают «куда подальше».

Что касается развития гражданских институтов, то этот фактор только на первый взгляд не имеет отношения к вузовскому образованию. Злосчастная оптимизация в первую очередь бьет по тем отраслям, продукция которых носит нематериальный характер. У нас ведь как считается: без троекратного ежедневного питания обойтись нельзя, а без творчества – запросто; больной зуб необходимо лечить, а больная совесть – подождет. С такими подходами мы рано или поздно сползем к рептильному уровню образования, при котором вузы и вовсе не нужны. Научился писать «Мама мыла раму»? Свободен!