image

Факт дня 16 сентября: перепись неграмотных

Факт дня 16 сентября: перепись неграмотных

Статистическое исследование 16 сентября 1929 года проводили отделы народного образования. Их задачей было выявление неграмотных и малограмотных взрослых жителей Вологды. Вскоре такую же процедуру провели и в районах.

Этому предшествовала гигантская работа по ликвидации безграмотности. В 20-е годы в северных регионах развертывали ликпункты, проще говоря, школы грамоты. Такая необходимость назрела задолго до их возникновения. В начале 20-го века только 28% жителей Вологодчины умели читать и писать. Особенно плачевная картина наблюдалась среди женского населения. Только 6,7% прекрасного пола были с буквой «на ты».

По сравнению с соседними регионами в Вологодской губернии в 20-е годы было больше ликпунктов. Рекордными стали 1924-1925 годы, когда у нас в области действовало более 1100 пунктов, тогда как в Архангельской было 225, а в Мурманской – всего 35. В этот период познали азы правописания и чтения более 27 тысяч вологжан.

Ликвидация безграмотности сопровождалась неизбежными проблемами, связанными с материальными трудностями, нехваткой кадров. Да и сами ликвидаторы не всегда были хорошо подкованы в методологическом плане. К обучению грамотности привлекали не только школьных учителей, но и студентов педтехникума, грамотных комсомольцев, учащихся старших групп школы 1-й ступени. В Вологде широко использовались такие методы как коллективное чтение, работа с газетой, кружковая работа. Особенно широкое распространение получили кружки политграмоты.

Занятия имели цель научить читать печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Также учащимся объясняли основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца. Представляет интерес перечень художественных произведений для чтения и бесед на ликпунктах. «Стационный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Муму» Тургенева, «Кавказский пленник» Толстого, «Ванька» Чехова и другие.

Специалисты того времени отмечали, что самое трудное – заманить неграмотных в ликпункты. Ведь зачастую их будущие ученики даже не осознавали трагизма положения. Наоборот – были убеждены в ненужности для них грамоты, ведь они предпочитали не сидеть в школе, а отдыхать в деревне или дополнительно подработать в городе. Процесс шел, в основном, в крупных населенных пунктах, на предприятиях с большим числом рабочих. Там в принципе было проще организовать обучение, так как чаще встречались грамотные люди, культурная и научная интеллигенция. Просветительская кампания в меньшей степени охватила селян, в том числе, жителей отдаленных деревень. Вообще в конце 20-х годов на Севере 56% процентов сельского населения было безграмотным. Поэтому ликвидация перенеслась на такие населенные пункты.

Хотя сделано много, но полностью решить острую проблему не удалось. Впрочем, на фоне других областей Вологодчина выглядела довольно неплохо. В конце 20-х годов у нас показатель безграмотности составлял около 21%, в Северо-Двинской губернии – 31,4%, в Коми – 36,4%.

В Вологде во время переписи 1929 года абсолютно неграмотных насчитали 1500 человек. Еще 1570 едва познакомились с буквами. С учетом того, что в городе тогда жили около 50 тысяч человек, показатель оказался не таким уж и низким. Всем выявленным неграмотными предложили наверстать упущенное в вечерних школах.

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии