Читай Вологда: Пётр Авен. «Время Березовского»

Трикстер российского масштаба

Это, пожалуй, лучшая биография, изданная в прошлом году. Скажу честно – читать я эту книгу сначала не хотел. Ну, просто, мне казалось, что Борис Березовский, прямо скажем, не тот человек из чьей жизни можно почерпнуть что-то важное для себя. Но я был неправ. Ценность книги оказалась в другом. 

Петр Авен (российский государственный деятель, предприниматель, коллекционер) тоже не в восторге от Березовского, но рассказать о нём предложил тем людям, которые знали его при  жизни. Тут и Сергей Доренко, и Владимир Познер, Валентин Юмашев и Александр Волошин, Михаил Фридман и Анатолий Чубайс и несколько человек даже несколько бандитского толка, о которых  мы (обыватели) и не знали. 
В этих рассказах раскрывается не только и не столько сам Березовский, а 90-е годы и сами рассказчики (к слову, ещё как раскрываются, вероятно, даже сами не подозревая этого). 

Благодаря тому, что рассказывают о Березовском много людей, книга получилась нейтральной – не поделённой никакой идеологической «платформой».

Любителям СССР не удастся  сказать, что при советской власти такого человека быть не могло, поскольку именно тогда Березовский, который «синус от косинуса отличить не мог» получил степень доктора математических наук и премию Ленинского комсомола как молодой учёный. 

Ни в коем случае любители «свободы 90-х» не найдут тут никаких подтверждений в том, что это было «замечательное время». Просто по той причине, что бизнесмен не может и не должен вызывать к себе на ковёр министров и отчитывать их как школьников. А ещё и потому, что значительная часть говорящих признают за Березовским право «отца современной коррупции».

Сегодняшним патриотам тоже нечему будет порадоваться, разве что кроме самого факта отсутствия Березовского и тому, что приведя к власти Владимира Путина, у приближенных Березовского не сбылась мечта «всю Россию на… вертеть» (цитата помощника Бориса Березовского).

Но, прочитав книгу, приходишь к парадоксальной для себя мысли – такие люди как Березовский, нужны. Не только в качестве пугала «либеральной идеи», но ещё и в качестве трикстера - антигероя, просто для того, чтобы согласно архетипу, ему был противопоставлен настоящий герой.