Почему российская железнодорожная колея шире европейской
Ширина российской железнодорожной колеи равна 152 сантиметрам, а европейской – 143.5. Вот уже почти два века подобная разница провоцирует значительные технические трудности при пересечении поездами границы.
Первые железные дороги в Европе и России
Первая пассажирская железная дорога появилась в Англии в 1830 году. Её ширина составляла 143.5 сантиметра. Поводом к такому стандарту стала ширина колеи древнеримской повозки. Эта универсальная величина продолжала использоваться в Европе для постройки современных мостов, дорог, различных насыпей и выемок в горах. Чтобы не переделывать всю инфраструктуру, английский парламент принял решение сделать железную дорогу такой же величины.
Под влиянием британских промышленников английский стандарт был принят в большинстве стран Западной Европе. Однако в Российской империи римских дорог не было, а потому первая появившаяся в стране Царскосельская железная дорога имела колею 182.9 см – ровно 6 футов.
До принятия метрической системы единиц в Российской империи использовались футы, аршины и другие внесистемные единицы измерения, а потому подобная ширина была просто удобнее в расчетах. Но вот когда строилась Николаевская железная дорога, то строители сделали её шириной в 5 футов – 1524 миллиметра. А Варшаво-Венская дорога имела колею 1435 мм, как в Англии. Получается, 3 первые железные дороги в России имели разные величины!
Впоследствии Россия стала делать колею именно по 5 футов. В советское время, для удобства, её уменьшили до 1520 мм.
Существует распространённая версия, что отличную от Европы колею разработали из-за возможности войны. Предполагаемый противник, вторгнувшийся в пределы России, из-за разности колеи будет испытывать трудности со снабжением войск. Его вагоны просто застрянут на границе.
Так оно и происходило в годы Первой и Второй Мировых войн. Немецким войскам приходилось перегружать составы. Правда, с подобными проблемами сталкивались и русские войска, когда гнали противника обратно и вторгались в Европу.
Однако единого европейского стандарта и обширной сети железных дорог до начала 20 века просто не было. К тому же, в западных губерниях России железные дороги строились по английскому стандарту, с шириной колеи 143.5 сантиметра.
Подлинная причина отличий
Настоящая причина особой ширины колеи – это американский опыт. В 19 веке США были единственной крупной страной, где активно прокладывались железные дороги. Америка была лидером по строительству железных дорог и консультировала в этом вопросе русских инженеров и строителей.
Россия просто переняла технологии США. Потом американцы все свои дороги переделали под английский стандарт, советские власти этого делать не стали.
Кроме этого, российские и приглашенные для консультаций иностранные инженеры, изучавшие мировой опыт строительства железных дорог, пришли к выводу, что в российских условиях, связанных в первую очередь с климатом, более широкая колея гарантирует бОльшую безопасность для железнодорожных перевозок, а приятным бонусом послужил тот факт, что такая колея повышала и грузоподъемность, позволяя перевозить больше грузов. Не маловажную роль здесь сыграл инженер по фамилии Мельников, который изучая уже сооруженные железные дороги в Англии и в Америке, пришел к выводу что британский опыт нам не подходит.
А как у них?
За мировой стандарт принята европейская железная дорога – 1435 мм. Приблизительно 60% всех дорог мира имеют европейскую ширину. Российская колея распространена на постсоветском пространстве и у стран-соседей.
Собственные стандарты также существуют во многих странах: 1676 мм в Индии, 1668 мм – Испании и Португалии, 1600 мм – Ирландии, 1000 мм (ровно метр) – Бразилии и Юго-Восточной Азии.
По материалам канала «Мир науки: интересное вокруг».
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии