Железнодорожный вокзал города Вологды

Железнодорожный вокзал областной столицы - достопримечательность города, его визитная карточка. Кстати, тот вокзал, к которому мы привыкли, - второй по счету. И точное время его строительства до сих пор окончательно не определено.

История возведения

Часто встречающаяся в краеведческой литературе дата - 1907 год - во многом условна и явно ошибочна. После постройки вокзал неоднократно расширялся, а в 1987-1988 годах здание было реконструировано.

Копии уникальных документов, хранящиеся ныне в Российском государственном историческом архиве, дают основание предполагать с высокой долей вероятности, что каменный вокзал в Вологде появился раньше 1907 года, как минимум, на 11-12 лет. 
Первый гудок паровоза вологжане услышали в 1872 году с открытием железнодорожной линии Ярославль (Волга) - Вологда. Старый деревянный вокзал возвели на улице Фроловской (ныне - Чехова), по тем временам фактически на окраине города. Начинавшееся отсюда путешествие до Ярославля длилось 12-13 часов, при этом железнодорожного моста через Волгу еще не существовало. И транзитным пассажирам, направлявшимся из Вологды в Москву, приходилось делать в дороге минимум три пересадки! Сначала из вагона на извозчика, чтобы добраться от станции Волга до пристани у самой реки. Потом пересаживаться на паром, а затем, уже на другом берегу - снова на поезд.

Конечной станцией Вологда оставалась долгих 24 года. Лишь в 1894-м «Общество Московско-Ярославской железной дороги» стало строить узкоколейку еще дальше на север, по направлению к Архангельску. Первый ее участок до станции Кубино (ныне - Харовская) был открыт летом 1896-го. Примерно в те же годы появились планы проложить линию Санкт-Петербург - Вятка, после реализации которых в начале XX столетия губернская столица стала окончательно считаться узловым железнодорожным городом. И к тому времени новый каменный вокзал уже существовал. 

Вероятнее всего, он был открыт еще летом 1896 года, одновременно с вводом в эксплуатацию вновь построенного участка железной дороги. Уже в августе 1897-го Вологодская городская управа дала разрешение на обустройство привокзальной площади и «замощение булыжником дороги от Фроловской улицы до Желвунцовской и далее до вновь устроенного железнодорожного вокзала». 

Архитектура

Долгое время считалось, что автором здания вологодского вокзала стал архитектор Владимир Щуко. Но в 1896-м он был еще 18-летним студентом-первокурсником, да и стиль зданий, впоследствии построенных по проектам Щуко, ничем не напоминает вологодский вокзал.
Скорее всего, его возвели по типовому проекту. И первоначально предполагалось, что однотипных вокзалов на новой линии будет два - в Вологде и в Архангельске. Но в каменном исполнении тогда удалось построить только один - вологодский.

Правда, «прописавшийся» сейчас на современной площади Бабушкина, тот каменный вокзал был еще мало похож на нынешний. Позднее он не раз реконструировался, расширялся и перекрашивался.

Пристроек у вологодской железнодорожной достопримечательности было немало. Первый проект расширения пассажирского здания на станции Вологда датирован 1906 годом — к нему пристроили ещё одно двухэтажное крыло. Затем рядом с вокзалом появилось одноэтажное здание почты, над которым в 1931 году надстроили второй этаж, а в 1940-е годы почта стала с вокзалом единым целым. Последнюю пристройку к зданию сделали в 1987-1988 годах, и оно окончательно приобрело современный вид.

Интересно, что на протяжении всех 122 лет вокзал регулярно менял свои цвета: до революции он был тёмно-коричневым с зелёными крышами, затем становился то красно-оранжевым, то зелёным, то нежно-серо-голубым, то абсолютно белым.

О пассажирах вокзала

Одними из постоянных проблем вокзала в дореволюционное время были мусор и воровство, в то время некоторые кондукторы за небольшие взятки провозили зайцев, а пассажиры поездов периодически бросали из окон вагонов в проходящих мимо людей яичной и ореховой скорлупой или даже, хулиганя, останавливали состав, дёргая за сигнальную верёвку.

За всё время своего существования здание повидало многое: в 1918 году сюда прибыли из Петрограда иностранные дипломаты, тогда как отряды латышских стрелков, наоборот, отправлялись отсюда на войну. В годы Великой Отечественной войны через него шли военные эшелоны и санитарные поезда. В 1958 году Вологда встречала здесь студентов-целинников, в 1967-м — Леонида Брежнева, а в 2011 году — французского артиста Пьера Ришара.

Советская история и современность

В военные годы вологодский вокзал принял сотни эшелонов с блокадниками Ленинграда. Сюда же военно-санитарные поезда привозили и раненых воинов, размещаемых в тыловых эвакогоспиталях. Был в числе таких поездов и знаменитый ВСП - 312, построенный на Вологодском паровозо-вагоноремонтном заводе. 

В 50-е с вологодского вокзала торжественно провожали комсомольцев-целинников, в 70-е и 80-е - строителей БАМа. В обратном направлении ехали те, кто возводил в нашей области Волго-Балт, Череповецкий металлургический комбинат, корпуса подшипникового завода и множество других транспортных и производственных объектов.

Современный вокзал Вологды - достопримечательность города, его визитная карточка. Ежесуточно сюда прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов с четырех различных направлений. При этом вокзал, словно живой организм, постоянно меняется к лучшему. За последние годы он похорошел и внутри, и снаружи, здесь постоянно проводятся фотовыставки, внедряются новые, востребованные пассажирами услуги, постоянно совершенствуются справочно-информационные системы.

Кардинально преобразилась и прилегающая к зданию вокзала территория. На площади перед главным входом теперь цветники и арт-объекты. Вместо старого деревянного пешеходного моста, когда-то полностью открытого ветрам и осадкам, появился современный, закрытого типа. Отремонтирован и тоннельный выход к путям, намного ровнее и чище стали сами перроны. И есть уверенность, что все эти позитивные преобразования на вологодском вокзале обязательно будут иметь продолжение! 

По материалам газет «Красный Север» и «Премьер».

 

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии

Северная железная дорога