«Никто не крутил пальцем у виска, напротив, все поддерживали»

«Никто не крутил пальцем у виска, напротив, все поддерживали»
Екатерина Парфенова

 «Поначалу было страшно - руки тряслись от волнения, но машинист сказал: «Все хорошо, не бойся». И я справилась: выпустила конденсат из маслоотделителя, продула главные резервуары, питательные и тормозные магистрали, а на гудок нажимала раз сто: на подъездах к станциям, на «кривых» и перегонах. И все действительно прошло гладко», - вспоминает 19-летняя вологжанка Екатерина Парфенова. В начале февраля в качестве помощника машиниста электропоезда она совершила свой первый рейс. Так в Вологде «отметили» снятие законодательного запрета для женщин занимать определенные профессии.

«Вы для нас - как Валентина Терешкова» 

Катя полюбила поезда еще в детстве, когда ездила к бабушке в Архангельскую область. Мелькающие за окном пейзажи, стук колес, чай в стакане с подстаканником - для девочки это был другой мир. О нем рассказывали папа и дедушка: они работали на железной дороге. Сама она занималась балетом, а после школы пошла в строительный колледж изучать земельно-имущественные отношения. Правда, недвижимость девушка оценивала недолго: «Поняла, что это не мое». Не впечатлили Катю и другие профессии - продавец и официант. 

И тут в почтовом ящике она нашла рекламную листовку: мол, в Екатеринбурге ждут юношей и девушек, желающих учиться на помощников машиниста. И Катя решила: «Это судьба! Еду!» 

Ехать пришлось нескоро. Сначала она сдала документы и прошла медкомиссию, но из-за ковида учебу сделали дистанционной. Так что устройство электропоезда, автотормоза, управление, обслуживание и охрану труда пришлось изучать самостоятельно с папиной помощью. Группа (20 девушек и 10 юношей) собралась в Свердловской области лишь в сентябре-октябре. А после экзаменов и зачетов Катя вернулась на практику в Вологду. Дублером помощника она работала в электричках на Вожегу, Череповец, Буй. 

- Локомотивная бригада встретила меня доброжелательно: никто не крутил пальцем у виска, напротив, все поддерживали, подсказывали, - вспоминает девушка. - Поначалу было сложно, но со временем свои обязанности я усвоила: на станции закрепить поезд, подсунув под колесные пары специальные башмаки (каждый весом по семь кило!), осмотреть вагоны, проверить отопление, проконтролировать посадку пассажиров. Ну а в пути нужно следить за приборами, светофорами, указателями. 

График такой: три-четыре часа в один конец, потом отдых, а затем - обратно. В итоге получается около 12 часов. При этом в кабине тепло, светло и относительно тихо. 

- Молодец, дочка, мы тобой гордимся! - сказали родители.

Катю они встречали из рейса праздничным тортом. Были еще цветы - подарок от руководства - и добрые слова первой вологжанке, севшей за пульт управления электричкой: «Вы для нас - как Валентина Терешкова!» А вот в новейшей истории СЖД наша землячка стала третьей: ее чуть-чуть опередили сокурсницы из Ярославля. 

- Мужской коллектив меня не смущает, наоборот, мужчины в отличие от эмоциональных девчонок объясняют все толково и сдержанно. Если профессия меня «зацепит», то надеюсь в будущем дорасти до машиниста, - говорит Катя. 

В этой сфере, как заметила Екатерина, есть и свои неписаные правила: локомотивным бригадам перед рейсом нужно желать «зеленой дороги», а вот мелочь, что валяется на полу в электричках, лучше не поднимать и даже не касаться ногами: плохая примета. 

«Мама - летчик? Что ж такого!» 

С этого года в стране сократился список запрещенных для женщин специальностей. Если ранее считалось, что это слишком тяжелый для будущих матерей труд, то сейчас, с усовершенствованием систем безопасности и автоматизацией процессов, ограничения уже не кажутся обоснованными. Раньше в списке значилось 456 позиций, а сейчас в соответствии с приказом Минтруда их оталось лишь 100. В частности, дамам разрешили работать помощниками машинистов и машинистами электричек и скоростных поездов. 

В московском метро теперь тоже трудятся женщины-машинисты. Первый «дамский» состав запустили на Филевской линии в начале января. Почти год девушки учились безопасно водить поезда. Для них сшили специальную форму, и они сами выбирают, в чем работать, - в брюках или юбке. 

Кроме того, отныне российские женщины смогут управлять большегрузами и сельскохозяйственной спецтехникой (строительной по-прежнему нельзя), быть боцманами, шкиперами и матросами на судне (кроме машинного отделения), а также выполнять верхолазные работы на высоте более 10 метров. В то же время труд женщин по-прежнему ограничен на химическом производстве (производство ртути, хлора, фтора, желтого фосфора, морфина), на горных работах, а также ряде подземных работ, связанных с постоянным пребыванием под землей и физической нагрузкой. Там слабому полу разрешено занимать лишь некоторые должности: руководителей, научных специалистов, медиков. Также закрыты для дам некоторые виды работ в сфере металлообработки, нефте- и газодобычи, черной и цветной металлургии, бурения скважин, в текстильной промышленности (первичная обработка хлопка, кожевенное производство) и пищевой (к примеру, заготовка льда), сообщает rbc.ru. В Минтруда подчеркивают: при пересмотре перечня профессий учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин. 

По материалам газеты «Красный Север».

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии

В опросе уже проголосовали 191 раз
Найду оборудованный переход и если есть светофор, дождусь зеленого сигнала
47%
Если поезда не видно, можно спокойно переходить в любом месте
47%
Если быстро перебежать, ничего не будет, все так делают
6%

Простые правила твоей безопасности

Северная железная дорога