От Великих Лук до Берлина

эксклюзив
20:16
4 127 просмотров
Александр Раевский

 

Такой боевой путь прошёл житель Кириллова, бывший редактор газеты «Новая жизнь» Василий Волокитин. Осенью 1940 года он был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. До начала Великой Отечественной войны успел окончить полковую артиллерийскую школу, получил звание сержанта и был назначен командиром отделения разведки артиллерийского дивизиона 151-го корпусного артиллерийского полка Прибалтийского особого военного округа Резерва Главного командования, который дислоцировался в городе Двинске (ныне город Даугавпилс, Латвия).

В роковой день, 22 июня 1941 года, полк находился в летних лагерях возле железнодорожной станции Здановичи, недалеко от Минска. Боевое крещение наш земляк получил уже 26 июня, когда полк с ходу вступил в бой с немецкими танками. В своём первом бою наши артиллеристы прямой наводкой уничтожили восемь танков и большое количество пехоты противника, однако и сами потеряли три орудия, в том числе одно из них было уничтожено авиабомбой. В дальнейшем артиллерийский полк отступал вместе с частями 2-го стрелкового корпуса. Впрочем, вот как вспоминал об этом сам ветеран: «Вели заградительный огонь до тех пор, пока подвозили снаряды из Минска, затем дорога была перерезана немецкими танками. Оставили два орудия для прикрытия и начали отступать. Отступали вплоть до реки Березины под сплошными бомбёжками, но матчасть сохранили. Переправились через Березину и заняли оборону». 

В этом бою 6 июля 1941 года Василий Михайлович был ранен в шею осколком мины. Находился на излечении в Рославле Смоленской области, затем в городе Ельце. 1 октября 1941 года его выписали из госпиталя и направили в Курск на формировочный пункт. Там он встретил своего земляка Николая Горшкова. Тот предложил Василию Михайловичу перейти в свою команду, привёл к своему командиру. Тот всё уладил. Так Василий попал в 455-й корпусной артиллерийский полк, который впоследствии в боях под Севском потерял матчасть и направился на переформирование в город Тамбов в Трегуляевские лагеря. Двигались, как могли: пешком, на машинах, на поездах. Из воспоминаний В.М. Волокитина: «Когда на переформировании в Трегуляевских лагерях полк получал материальную часть, старые 152-миллиметровые гаубицы-шнейдеровки, личному составу объяснили, что полк могли и расформировать за потерю своих орудий, но учитывая, что подразделение сохранило Знамя и имеет орден Красного Знамени, оставили как боевую единицу. «Повоюйте со старыми шнейдеровками, оправдайте доверие, получите снова пушки-гаубицы», – так нам говорили. Полк, личный состав с честью выдержал испытание в боях и, действительно, снова получил прежнюю материальную часть».

В полосе наступления 22-й армии Калининского фронта пришлось вести ожесточённые бои за город Белый. Сюда в сентябре 1942 года и был переброшен 455-й краснознамённый артиллерийский полк, где служил В.М. Волокитин. Здесь готовилось наступление, на фронт прибыло пополнение – свежие сибирские части. Было тяжёлое время года, распутица, отсутствие дорог, лесисто-болотистая местность. Наблюдательные пункты полка оборудовались в пятистах метрах от передовых позиций противника, в основном на опушках леса. Оборудование наблюдательных пунктов и огневых позиций осложнялось тем, что близко находились грунтовые воды и это исключало строительство глубоких блиндажей, укрытий для техники. Противник, однако, разгадал намерение советского командования. Он сковал наши войска, контролировал железнодорожные станции. Василий Михайлович вспоминает: «С утра до темноты над войсками висела вражеская авиация. Она бомбила станции, дороги, наш передний край, не давая подвоза боеприпасов и продовольствия частям. Особенно свирепствовали Юнкерсы-88, наши солдаты называли их «прощай, молодость». Но началось наступление. Несколько дней кровопролитных боёв, и передовые части Красной армии с большим упорством продвинулись на несколько километров. Вперёд пошли и артиллеристы, огнём наших орудий в этой наступательной операции была подавлена артиллерия противника в районах деревень Симоново, Малая и Большая Малиновка, уничтожены наблюдательные пункты противника, взорваны склады боеприпасов, разрушены коммуникации и опорные пункты, которые фашисты тщательно готовили к длительной обороне.

В разгар Великолукской операции сержант Волокитин со своими разведчиками был направлен для засечки огневых точек противника. 12 октября 1942 года в районе деревни Дмитровка В.М. Волокитин засёк 75-миллиметровое орудие фашистов, 20 октября восточнее Турово – 105-миллиметровую артбатарею противника трёхорудийного состава, которая огнём нашей артиллерии была подавлена, а 75-миллиметровое орудие уничтожено. 25 ноября 1942 года, находясь в боевых порядках наступающей пехоты, отделение сержанта Волокитина обеспечивало беспрерывную связь с командованием, передавая ценные сведения о деятельности наших частей и частей противника, чем обеспечивал своевременное открытие артиллерийского огня в нужном направлении по уничтожению огневых сил и средств противника, давая возможность пехоте продвигаться вперёд. 27 ноября 1942 года под сильным непрерывным артиллерийским и миномётным огнём и бомбёжкой вражеской авиации В.М. Волокитин всегда находился у стереотрубы, своевременно обнаруживая скопление пехоты и танков противника, готовившихся к контратаке.

Благодарность В.М. Волокитину от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за взятие Берлина.
Благодарность В.М. Волокитину
от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за взятие Берлина.

Своевременно открытым артогнём скопление живой силы и техники противника было рассеяно и уничтожено. Тем самым обеспечено продвижение нашей пехоты. В Наградном листе от 25 декабря 1942 года подробно описаны героические действия Василия Михайловича и сказано, что «товарищ Волокитин в боях против немецких захватчиков показал себя смелым, отважным, решительным, инициативным, хорошо знающим своё дело разведчиком-артиллеристом», за что был представлен к ордену Красной Звезды. Приказом командующего 41-ой армии Калининского фронта № 41 от 30 декабря 1942 года В.М. Волокитин был награждён медалью «За отвагу».

От Великих Лук боевые пути сержанта Волокитина повели строго на Запад. В солдатской памяти навсегда остались кровопролитные бои за города Невель, Режицу, Даугавпилс. Особо запомнились бои за Берлин – последнее крупное сражение Великой Отечественной войны. 

К 16 марта 1945 года артиллерийский полк, в котором служил В.М. Волокитин, закончив боевые действия, сосредоточился южнее города Штеттена. Личный состав приводил себя в порядок после продолжительных, изнурительных боёв. Подготовка к наступлению на берлинском направлении началась 20 марта. Уже через неделю артиллеристы заняли своё место в полосе наступления 12-го гвардейского стрелкового корпуса. Начались кровопролитные бои за плацдарм на левом берегу реки Одер.

Нашими артиллеристами прямой наводкой из 152-миллиметровых пушек-гаубиц была разрушена дамба, и воды реки устремились в окопы и траншеи противника, заливая блиндажи и огневые позиции. Противник вынужден был покидать их. Таким образом, огонь наших орудий во многом способствовал захвату плацдарма на левом берегу. После выполнения этой задачи бригада прибыла в район Кюстринского плацдарма и начала подготовку к решительному наступлению на Берлин.

В ночь на 14 апреля 1945 года части нашей армии заняли исходное положение для наступления. Командные и наблюдательные пункты были в 400–500 метрах от переднего края обороны противника. На плацдарме сосредоточилось огромное количество войск и техники. Артиллерия и миномёты стояли подивизионно: 12 орудий или миномётов в ряд. Наши войска напоминали пружину в готовности разжаться. Противник постоянно вёл артиллерийский и миномётный огонь с временных огневых позиций, чтобы скрыть основные.

В этих условиях артиллерийской разведке, где служил наш земляк В.М. Волокитин, предстояла большая и трудная задача по засечке стреляющих целей. Всё это наносилось на планшет и карту, впоследствии за каждой целью велось тщательное наблюдение.

В течение 14 и 15 апреля 1945 года проводилась разведка боем, позволившая вскрыть систему огня противника. Аэрофотосъемкой были подтверждены немецкие засечённые огневые позиции. Теперь огонь наших пушек планировался по действующим целям. В ночь на 16 апреля на плацдарм прибыл батальон прожектористов. 

За первый день была прорвана первая полоса обороны. Армейская артиллерийская группа, выполняя задачу контрбатарейной борьбы, подавила 14 батарей и шесть отдельных орудий противника. Ломая упорное сопротивление немцев, войска армии овладели второй и третьей оборонительными полосами и 20 апреля 1945 года получили приказ: «К утру 21 апреля ворваться на окраину Берлина».

20 апреля 1945 года бригада, первой из всей артиллерии третьей ударной армии, открыла огонь по Берлину: в 13 часов 10 минут – 4 батарея (командир батареи капитан И.Р. Миркин), в 13 часов 50 минут – 3 батарея (командир батареи капитан Д.В. Решетов). К исходу дня обстрел Берлина систематически проводили все дивизионы и бригады.

В боях за взятие Берлина старший сержант В.М. Волокитин проявил мужество и отвагу, за что и был награждён орденом Красной Звезды. В Наградном листе от 12 мая 1945 года начальник разведки дивизиона напишет: «Товарищ Волокитин при прорыве обороны противника на реке Одер и в предместьях Берлина показал вновь образцы мужества и храбрости. Находясь на передовом наблюдательном пункте, скорректировал огонь по 75-миллиметровому орудию противника, благодаря чему орудие было подавлено».
После капитуляции фашисткой Германии В.М. Волокитин служил в составе советских оккупационных войск в городе Франкфурт-на-Одере. Уволен в запас на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 года. 

После войны почти вся дальнейшая трудовая биография Василия Михайловича была связана с журналистикой. С 1963 года и по 1975 год В.М. Волокитин работал редактором «Новой жизни», с 1975 года до выхода на заслуженный отдых трудился заведующим отделом социального обеспечения Кирилловского райисполкома. Все, кто знал Василия Михайловича, отмечают его трудолюбие, порядочность и удивительную скромность. В свободное от работы время он увлекался охотой и рыбалкой. Как истинный фронтовик, В.М. Волокитин не любил вспоминать о войне. 

Большую исследовательскую работу о славном боевом пути своего героического прадеда выполнила учащаяся Кирилловской школы Татьяна Бокина под руководством учителя истории Т.Н. Котяшевой. На основании этого исследования и подготовлена данная публикация. 

Ушедшим солдатам Великой Отечественной теперь нужна только память, и её свято хранят потомки Василия Михайловича Волокитина, которым есть кем гордиться и с кого брать пример.

Алексей КУЗЬМИН

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!