Тамара и Борис - одна война на двоих…

эксклюзив
23:45
2 410 просмотров
Александр Раевский

 

То трудное послевоенное время, закалило у моего поколения - детей войны, несгибаемый характер 

Родился я, в деревне Тимшино Пришекснинского района за два года, до начала войны. В семье, был младшим ребенком старшей была сестра и еще, два брата. Отец Осип Сергеевич работал председателем сельского совета, мать Зоя Ивановна работала бригадиром в колхозе, а в состав бригады, входило три деревни. О жизни в деревне в годы войны, я, знаю, в основном по рассказам старших, хотя детская память навсегда запечатлела в памяти День Победы. В тот день, школьники мчались из соседней деревни где была средняя школа с криками об окончании войны, а женщины, плакали собравшись на улице возле одного из домов. 

Спустя десятилетия, в памяти всплывают многие яркие картинки из прошлого, в том числе, о жизни детей и подростков в нашей деревне. Разве можно объяснить нынешней молодежи, как непросто было в первый послевоенный год, собрать первоклассника в школу? Не было одежды, обуви, о сумках и портфелях фабричного изготовления, можно. Было, только мечтать. В школу я пошел с сумкой, сшитой сестрой моего деда из домотканого материала в полоску. 

Домашние задания делали при свете лпмпы – коптилки. Электричества в деревне не было. Да и какое там электричество, если не было даже спичек, чтобы растопить печку. Когда появлялся дымок из ьрубы одного из домов, все спешили туда, чтобы взять угольков на растопку. 

Не лучше обстояло дело и с питанием. Кормились, в основном со своих огородов да из леса - кто, и что насобирает. Но несмотря на все тяготы и лишения, дети и подростки принимали самое активное участие в проведении основных сельскохозяйственных компаний: посевной, сенокосе и уборке урожая. Во время полевых работ подростки 13 – 15 лет пахали поля на лошадях, ведь тракторов, практически не было. Дети 12 – 13 лет садились верхом на запряженную в телегу лошадь и управляли повозкой вывозя с ферм, навоз на поля. И никто, никогда не говорил, что он устал, или это – не его дело. В сенокосную пору вся сельская детвора с самого малого возраста принимала посильное участие в сушке и уборке трав и клеверов. Тоже самое происходило и при уборке урожая. Сейчас, все делает техника, а раньше, мы все, от мало до велика своими руками помогали убирать урожай, обмолачивали, очищали зерно, помогали вывозить зерно в закрома. А осенью после занятий в школе, все дружно отправлялись на поля собирать картошку. В старой одежде, порванной обуви, мы в дождь и снегопад, помогали старшим. С той послевоенной поры, многие из моих сверстников надорвавшись от тяжелой работы заработали грыжу и другие болезни, которыми маются до сих пор. 

Помню, как в колхозах стала появляться техника: трактора ХТЗ, косилки, веялки, молотилки. Для нас, подростков, появилась новая специальность – прицепщик. 

Мне тоже довелось освоить эту специальность. Из – за материальных трудностей в семье я после 7 класса пошел не в школу, а в прицепщики. Моя обязанность была в регулировании высоты вспашки. К трактору цеплялся плуг в 3 - 4 корпуса лемехов на колесах, впереди рамы плуга было укреплено железное сиденье для прицепщика и железный штурвал с винтом, которым и регулировалась глубина вспашки. Всю посевную компанию два трактористка и два прицепщика круглосуточно трудились на полях . Естественно в таких непростых условиях, было не до полноценного отдыха. И моих товарищей – подростков, чтобы не свалились с сиденья и не попал под лемеха плугов, в конце ночной смены привязывали веревкой к сиденью. Довелось мне поработать и помощником комбайнера. Кроме всего прочего мне каждое утро приходилось до начала работы смазывать все вращающие механизмы комбайна, во время жатвы стоять на прицепном копнителе, сбрасывать копны соломы и следить за работой механизмов комбайна. 

Да и все домашнее хозяйство, чаще всего, лежало на наших хрупких плечах. Мы следили за огородом – главным кормильцем семьи, обихаживали домашнюю живность, заготавливали на зиму дрова, сено для коровы. 

То, трудное послевоенное время закалило у моего поколения детей войны несгибаемый характер, вырастило трудолюбивых людей, которым присуще милосердие и готовность протянуть руку помощи всякому, кто в ней нуждается не прося ничего взамен. 

После окончания училища механизации сельского хозяйства я, до призыва в армию работал механизатором в МТС, после службы водителем, без отрыва от производства закончил Северо - Западный политехнический институт, получил диплом инженера – механика, отработав в системе автомобильного транспорта более 50 лет. 
 
Майоров Борис Осипович, 
Заслуженный работник транспорта 
Российской Федерации


Из мерзлой картошки, мама пекла маленькие лепешки, ведь мы всегда хотели кушать

Я родилась в 1939 году в Вологодской области Пришекснинского района в селе Александрино. В семье было 5 детей. Отец, Смирнов Иван Александрович, работал директором школы, а когда началась война, ушел добровольцем на фронт, . Воевал под Ленинградом. Во время войны, мы, маленькие дети, боялись гула самолетов и я всегда пряталась под стол, а окна мама затемняла. Под столом было тесно и страшно. Я была уверена, что стол меня спасет, если немец сбросит на нас бомбу…

Я помню, хотя мне было 3 – 4 года, как мы дети села, бегали весной на поле и собирали мерзлую картошку, правда, иногда набирали немного. Из нее мама пекла маленькие лепешки, ведь мы всегда хотели кушать. 
 А еще помню, что как – то, над нашей школой появился немецкий самолет. Мама схватила моего младшего брата Валерика, и мы все вместе побежали прятаться под большое дерево с густой кроной. Мама сказала, что, наверное фриц думает, что школа – это военный госпиталь и сейчас будет бомбить. Но неожиданно из облаков появились два краснозвездных самолета, и фриц, бросился наутек. Позже, мне рассказывали, что скорее всего, это был самолет разведчик, который выбирал среди вологодских лесов место для выброски десанта. 

Моя мама всегда была очень активным человеком, депутатом сельсовета, собирала вокруг себя людей. Читала им сводки с фронта, разъясняла политику государства. И всегда крепила в односельчанах мысль, что враг, обязательно будет разбит! И мы – победим! А когда к соседям приходили похоронки, она шла к ним, утешала и плакала вместе с ними. 

А мы, дети, учили стихи, танцевали, ставили сценки для женщин. Они сидели на лавках, стульях, в черных платках. Но когда мы дети пели, танцевали, они улыбались, вытирая слезы. Мой папа во время войны был награжден орденом Славы и еще многими наградами. Умер он, в 51 год от ран, полученных на войне. 

Майорова Тамара Ивановна

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!