На войне, как на войне…
К началу Великой Отечественной войны мне не было еще и шести лет, так что события 1941 года помню смутно. Жила я в детдоме поселка Епифань Тульской области, поскольку мои родители были репрессированы.
Но первые бомбежки врезались в память на всю жизнь: тогда целые эскадры бомбардировщиков люфтваффе кружили над городом Сталиногорском (ныне Новомосковск Тульской области). Через какое – то время, когда немцы подошли к городу, нас, детишек, спешно отправили в эвакуацию.
Ехали мы в товарных вагонах, по пути нас не раз бомбили, сгорело несколько вагонов с детьми. На Урал приехали в разгар лютой зимы, да еще без теплой одежды и обуви. Кое-как пережили холода, не умерли. Детдомовские – народ крепкий!
В эвакуации нам очень помогали деревенские дети. Они научили нас разбираться в грибах и полевых растениях, которые мы собирали и ели. Благодаря им мы не стали жертвой голода и эпидемий.
Помню, что о Победе мы узнали 9 мая 1945 года. Радовались и плакали вместе со взрослыми. Думали, что все сразу станет по-другому. Но первые послевоенные годы были еще тяжелее военных.
С продуктами питания было совсем плохо. Ночами дежурили у продуктового склада, чтобы купить отрубей и жмыха, потому что крупы и хлеба совсем не было. Зато вся земля, которую можно было вскопать, была засажена овощами. Помню, на берегу реки Оки в Горьком нашему детдому выделяли участочки, чтобы можно было подкормиться. Так что в теплое время на столе всегда была картошка.
Талоны на хлеб отменили только в 1947 году. Вот это был праздник! Можно было купить булочки, пирожки, пряники – раньше мы об этом и мечтать не смели…
С одеждой тоже было трудно. Донашивали друг за друга, менялись одеждой и обувью, когда кому-то надо было сходить в город.
В 1948 году переехали в город Ригу, здесь я окончила 10 классов. В школе, кроме русского языка, преподавали и латышский. Но он мне не пригодился. После окончания школы я закончила институт и уехала по распределению в город Мурманск, где прожила 25 лет. А в 1991 году мы переехали в Вологду, на родину мужа, где и остались.
Ина Яновна Охотина.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии