Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…

Общество
22:47
609 просмотров
Александр Раевский


Они не помнят отца, ушедшего на фронт, но помнят, до рези в глазах, до боли в висках, как, получив похоронку, мать валялась в забытьи в сенях, а соседки отпаивали ее холодной колодезной водой и гладили, гладили по волосам, которые в одночасье, стали седыми... 

А еще они помнят, какая она - война! Помнят, как они сами и их братья и сестры приближали нашу с вами Великую Победу: работали в поле, на ферме, поднимали зябь под новый урожай, растили хлеб. Фронт требовал все – хлеба и оружия, боеприпасы и самолеты. Полной мерой, щедро, от души давали они, своим защитникам. Они – дети войны… 

Моя память, помнит их всех, и помнит тот незабываемый день, когда они сидели, плечом к плечу, в промокшем от слез и печали зале вологодского городского Дворца культуры… Их – детей войны, тогда впервые собрали вместе через шестьдесят с лишним лет после Победы. Многие не виделись десятилетиями…

Из воспоминаний вологжанки Зинаиды Александровны Постниковой:- Мы взрослели рано. По вечерам по 2-3 человека обходили соседние дома, проверяли, светомаскировку. Сейчас трудно представить себе, освещение квартир военного времени. Маленькие бумажные плошки, заполненные стеарином с фитильком, или коптилки - светильники» из железной банки, в которую налит керосин и опущено несколько ниток, скрепленных проволокой. 

Летом жить было проще. Весной ходили за город выкапывать перемороженные клубни картофеля. Радовались появлению первой крапивы, полевого щавеля. Особенно вкусным был клевер. 

Мы, дети войны, старались помогать взрослым. Всем классом ходили в район Осановской рощи выкапывать корни валерианы, вышивали для бойцов и командиров Красой Армии носовые платки и шили кисеты для махорки. 

Вспоминает Тамара Александровна Попова: - В годы войны мне и моим сверстникам было мало лет, и поэтому мы работали под руководством старших, но работали с душой, а не по принуждению. Мы вместе со стариками и старушками трудились на ближних покосах. Нам давали грабли в руки и учили ворошить сено. Ночью мы вывозили навоз на поля Боронили поля на лошадях, а часто, женщины и сами становились в борозду под плуг и волокли его на себе. Пололи посевы, огороды, где выращивали овощи. И постоянно хотелось есть. Летом хлеба не было, картошки тоже. Приходилось собирать лебеду, головки клевера. Все это сушили, толки и из этого пекли лепешки, которые ели вместо хлеба. Порой ели и мясо умерших лошадей. Ведь лучшее зерно мы отправляли на фронт. 

И таких берущих за сердце историй, не один десяток... 

Это они, малолетки, когда матери уходили по утрам на работу, доили коров, сдавали молоко, топили баню, прибирали избу, возились в огородике. В то время, как вспоминают дети тех огненных лет, без работы не живали. Летом – покосы, поля. Отдыхали на граблях. Осенью – уборка хлебов да овощей. И все это вручную – техники не было. А если и был в колхозе или совхозе, какой захудалый тракторишко, так и тот давно вместе со своим хозяином воевал где – то с фашистской нечистью. 

 Они – дети войны по сию пору помнят, как работали за трудодни, за те знаменитые палочки. Есть ли, нет, а найди и сдай государству бесплатно: молоко, шерсть, мясо, яйца. Из похозяйственной книги: Семья из 2 взрослых и 3 детей, ежегодно должна была выполнить «задание по животноводству», то есть, сдать в колхоз 1 корову, 2 овец, 27 кг овечьей шерсти, 200 литров молока, 120 кг картофеля, 27 рублей деньгами и еще много чего. В том числе и куриные яйца. Нет во дворе кур – несушек – покупай на рынке, но сдай! Горожанам. было чуть полегче…

Призыв «Все для фронта, все для победы!» для них, детей войны имел вполне конкретные очертания – тут не то что клевер есть будешь, а и мороженная, найденная на полях картошка, лакомством покажется… Но как ни было трудно, они внесли пусть крохотный, но свой вклад в Победу.

 За годы войны в Фонд обороны только от вологжан поступило свыше 1 млрд. рублей, более 500 тысяч тонн зерна и 1 млн. пудов сливочного масла, не считая других видов продовольствия... Например ПК Шекснинский маслозавод, которым в годы войны и в послевоенные годы руководил Федор Соколов, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета», сумел значительно увеличить объем продукции для фронта и госпиталей.  Ежедневная норма выработки у специалистов предприятия, достигала более 200 %:! А то же молоко – исходный продукт, надо было где –то, найти…
Ведь ни для кого не секрет, что одно дело вспоминать о людях перед праздниками, послать дежурную открытку, и совсем другое - помогать им жить, и почувствовать себя не брошенными на произвол судьбы. Именно на это, а не на предание забвению в текучке буден, во многом направлена работа губернатора Вологодской области, главы города Вологды, наших депутатов, которые всегда стараются решать жизненные проблемы детей войны.

В начале войны ушел на фронт отец Натальи Козловой и Татьяны Балашовой. Только - только, одним глазком успел он увидеть новорожденного сына. И закрутила, завертела хозяина дома черная метель войны…Сложил он голову в битве с врагом. А в Вологде осталась жена с тремя маленькими детьми на руках… Устроилась работать в госпиталь, таскала тяжеленные баки с окровавленными бинтами, вдыхая ядовитый запах хлора, который щедро добавляли для дезинфекции… А дочери, хоть малы были, понимали – не справиться маме одной. Вот и старались по мере своих малолетних сил помочь. То по дому приберутся, то дрова пытаются пилить. И смех и грех - двуручная пила, выше их ростом, а они, все ту даже в помощницы! Жили впроголодь. Летом собирали лебеду, головки клевера, из этого «добра» пекли «хлеб». 
А когда от неизлечимой болезни умерла мама, Таня, старшая по возрасту, выполнила ее последний наказ – не отдавать брата и сестру в детский дом. Со временем оформила опекунство, и стала для них и матерью и отцом… Общий трудовой стаж у сестер - почти сто лет!

Дети войны… О судьбе каждого из них, можно писать книгу…Это они, которых по малолетству не брали на фронт, отстояв смену у станков или целый день голодные находившись за плугом, спешили на станцию переливания крови, чтобы, хоть как - то помочь Красной Армии. 

За годы Великой Отечественной войны в СССР на фронт было отправлено один миллион семьсот тысяч литров донорской крови, в том числе из Вологодской области тридцать пять тонн, из самого города Вологды десять… Во многом благодаря им, детям войны, удалось вернуть в ратный строй более 70% раненых и свыше 90% больных воинов Красной Армии. 

Вдумайтесь! После работы, полуголодные дети, спешили не домой, а на станцию переливания крови! Будь моя воля, я бы золотыми буквами высек на памятной стеле имена всех тех, первых девяти тысяч вологжан, которые стали зачинателями донорского движения у нас в области. За годы Великой Отечественной войны, наша область, на территории которой практически не велись боевые действия, не считая Оштинского рубежа обороны, только от голода потеряла свыше 220494 тыс. мирных граждан, в том числе и детей... Мы оказались и в числе 10 наиболее пострадавших в годы войны регионов.

У этих людей – детей войны - разные судьбы. Свои горькие и светлые воспоминания. На их долю выпали потери самых близких родных людей – погибших на фронтах отцов, старших братьев, любимых, а иногда и матерей, После войны не у всех сложилась хорошо личная жизнь, хотя, большинство из них закаленных войной, стали опорой не только для собственной семьи, но и общества и государства. 

Сегодня, они глубоко пожилые люди, самому младшему из них - 70 лет. Но, пережив вместе со страной трагические этапы жизни двадцатого века, они не потеряли человеческое достоинство, оптимизм, веру в лучшее будущее нового подрастающего поколения. 

Сейчас их цель – сохранить преемственность поколений, воспитывать его в духе любви к Отечеству, гордости за великое прошлое нашего народа, умению ценить и беречь достижения нынешние. 

Поражает во всем этом то, что поколение «детей войны», по сию пору не относится ни к какой категории по льготам.

Дай же Бог всем живущим среди нас детям войны многих лет полноценной жизни, здоровья, любви и уважения окружающих! 

Общайтесь с ними, их ещё много среди нас. Они последние из тех, не считая фронтовиков, кто может поделиться личными воспоминаниями о той ужасной войне.

Фото из архива автора и Сергей Цветкова