Белый хлеб, мы попробовали только после войны
Они не помнят отца, ушедшего на фронт, но помнят, до рези в глазах, до боли в висках, как, получив похоронку, мать валялась в забытьи в сенях, а соседки отпаивали ее холодной колодезной водой и гладили, гладили по волосам, которые в одночасье, стали седыми...
А еще они помнят, какая она - война! Помнят, как они сами и их братья и сестры приближали нашу с вами Великую Победу: работали в поле, на ферме, поднимали зябь под новый урожай, растили хлеб. Фронт требовал все – хлеба и оружия, боеприпасов и самолетов. И полной мерой, щедро, от души все давали они, своим защитникам, как могли, приближая День Победы. Они – дети войны…
Родился я в рабочей семье. О начале Великой Отечественной войны знаю только из скупых рассказов родителей да по книгам. О том страшном времени, у меня – очень отрывочные воспоминания. Помню стрельбу зениток и как мы с мамой прятались в сарайке. Мама помню рассказывала, что во время воздушной тревоги прятались на огороде в бороздах. Жили мы на окраине города, в доме не было ни электричества, ни радио. Вечерами сидели за зашторенными окнами с коптилкой, которая стояла в ящике, чтобы не было видно с улицы.
Помню, во время одной из воздушных тревог, мы с мамой были в детской поликлинике № 1 и все дети и их родители пережидали опасное время в бомбоубежище – подвале поликлиники.
Во время войны было очень плохо с питанием. Ели в основном картошку, которую, чтобы было побольше, даже не чистили и то, что давали по продуктовым карточкам.
О Победе узнали от людей и сразу наступило какое – то облегчение. Потом стали возвращаться с войны солдаты. Помню, к нам однажды зашел родственник – фронтовик возвращавшийся домой и он, подарил мне небольшую игрушку. До этого, у меня не было никаких игрушек играли с ребятами с нашей улицы тем, что сами слепили из глины – этого материала у нас было предостаточно. Жили мы очень скромно. Да и приобрести что ни будь, было нельзя. Помню белый хлеб, мы попробовали только после войны.
Мы с ребятами с утра занимали очередь в хлебный ларек, а потом, приходили взрослые и брали хлеб.
В конце 40 – х годов, я и некоторые наши ребята пошли учиться в среднюю школу № 13, которая была на улице Подлесной, сейчас это улица Горького, Учились с удовольствием, классы были большие, учеников много, но десятый класс закончили около 50 человек, а остальные после 4 и 7 классов пошли в ремесленные училища.
Зимы в то время были очень холодные. Под шапками многие носили солдатские подшлемники, та, что, порою, были видны одни только глаза. Одевались плохо, в школу ходили в черных рубашках с таким же сатиновым поясом. Зимой в холода приходили в класс, снимали ботинки и грели ноги на батареях. Школу, к счастью, хорошо топили. Вот такая была послевоенная жизнь. Все мы, верили в лучшее, и вносили свой посильный вклад в восстановление народного хозяйства.
В Вологде я работаю с 1966 года. Награжден знаками «Почетный железнодорожник», «Отличник здравоохранеия», многими Почетными грамотами.
Армееев Александр Александрович
врач – офтальмолог высшей категории,
кандидат медицинских наук
Литературная обработка Александра Раевского
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии