Семейные тайны Кренделевых
«Этот пьянящий запах из бочки помню до сих пор!»
Первое письмо от отца мы с мамой получили 11 января 1942 года. По сию пору храню его в нашем семейном архиве. В нашем доме в маленькой комнате жила семья эвакуированных из Ленинграда, мать и ее сын Виталька, с которым мы часто играли «в машину» – ездили по дому на перевернутой табуретке. Моя первая игрушка была сделана из тряпки, перевязанной суровой ниткой. А лицо куклы нарисовали химическим карандашом. Помню лодки, на которых в военные годы по реке Вологде перевозили раненых и боеприпасы. Через дорогу от нашего дома на Челюскинцев была пекарня, и мы, вечно голодные, часто наведывались туда. Во дворе были поддоны от выпечки, и иногда здесь оставались ошметки хлеба. Однажды нам повезло – мы нашли плохо вымытую бочку из-под патоки, и мы обтирали ее изнутри, а потом облизывали пальцы. Это было необычайно вкусно. Пьянящий запах из этой бочки я помню всю жизнь…
Мы часто ездили «зайцами» за грибами и ягодами на попутных поездах. Выбирали место, где поезд притормаживал, и запрыгивали на заднюю площадку. Старшие ребята показывали нам в лесу, какие грибы и ягоды можно есть, а какие нельзя.
Еще помню, как в восьмом классе нас вчетвером отправили в колхоз «на добычу». С собой дали сахара, пшена и хлеба. Остальным нас должны были обеспечить колхозники, но они сами жили впроголодь. Два месяца мы теребили и ставили в бабки лен, убирали картошку и турнепс. За все это время всего пару раз попробовали мясо. Но никто не жаловался, война ведь…
Кренделев Николай Александрович
«Впервые я попробовала шоколад в 16 лет»
Я родилась весной 1942 года в Вологде. Папа воевал на Ленинградском фронте, а мы ютились впятером в одной комнате. По вечерам, когда ждали маму с работы. сидели у печки и пели военные песни. Когда надоедало петь, хором кричали: «Мама, кушать хочется!» Как будто она нас услышит. Помню, как однажды солдаты подарили нам две четырехугольные баночки с ключиками. Я их запомнила на всю жизнь. Когда мама пришла с работы, она открыла баночки, и по комнате пошел очень вкусный запах свиной тушенки. Каждому из нас мама намазала на маленький кусочек хлеба немножко этой массы, только себе не намазала.
У несмышленых детей все мысли тогда были только о еде. Я часто спрашивала маму: «Когда ты дашь нам по целому куску хлеба?» А она отвечала: «Вот кончится война, тогда наедитесь досыта». Когда появился кусковой сахар, нам давали по кусочку, а мы его кололи на еще более мелкие кусочки, чтобы на дольше хватило.
А шоколад я впервые попробовала через много лет после войны. Мне подарили это немыслимое лакомство на 16-летие, и не было в мире ничего вкуснее…
Кренделева Галина Семеновна
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии