Она освобождала узников Освенцима…
1943 год. Курская дуга. Фронтовые подруги: Мария Каракосова (справа) и Мария Лаврушина
Уроженка Грязовецкого района из деревни Звягино, Маша Леонова (В замужестве Каракосова – авт.) рано потеряла отца Александра Парменовича и все тяготы и лишения довоенной поры свалились на ее и матери Татьяны Степановны хрупкие плечи… Кроме нее – еще два брата, сестра, мал мала меньше, да и домашнее хозяйство ухода да пригляда требует – корова, овечки, куры, огород. И Это сейчас после школьных занятий нынешняя молодежь не знает, куда себя девать, а тогда…
После семилетки Маша поступила в Грязовецкое педагогическое училище, где выучилась на учительницу начальных классов. 21 июня 1941 года получила диплом, а 22 – война…
Направили молодого специалиста в Чебсорский район в Курьяковскую начальную школу учить уму разуму первоклашек. Может быть, и простояла бы Маша всю войну за учительской кафедрой, если бы не случай. В 1942 году заглянул к ним в село статный, чернобровый капитан из областного центра и предложил местным девчатам податься… на фронт. Наутро 6 человек, в том числе и Маша уже писали заявления в военкомате с просьбой направить в действующую армию…
Десять дней в учебном центре Кущуба, что в шестидесяти километрах от Вологды, где формировалась 100 стрелковая дивизия и вот, первое назначение – в эвакотранспортный взвод на Воронежский фронт. Затем – она служит в эвакоотделении, чуть позже – делопроизводитель в штабе медсанбата, дивизионный медстатист. Эта должность, ни у кого не вызывала восторга и все от нее открещивались, как черт от ладана. В обязанности входило кроме работы с документами, написание похоронок родным погибшим, или умершим от ран…
Приказ был краток: - медсестрам Акимовой и Леоновой обеспечить эвакуацию раненых в Харьков. Начатое здесь, под Харьковом, наступление наших войск было сорвано противником и 100 стрелковая дивизия Воронежского фронта, в которой служили девушки, уходила на новые рубежи. И остались Нина и Маша в селе Русская Лозовая выполнять боевую задачу… Позади в школе 50 тяжелораненых, мечущихся в бреду, солдат и командиров Красной Армии, да еще полторы сотни разобрали по домам местные жители…
2010 год. Старшина медицинской службы Мария Каракосова
В спешке забыли оставить им даже перевязочные материалы, не говоря о лекарствах. Слава Богу, узнали от местных жителей, что неподалеку квартирует подразделение, собирающее по полям боев немецкие лекарства. Сбегали, выпросили. Повезло.
Те же бинты, дрянь – шелк, но хоть что - то на первое время. В селе после отступления немцев сразу заработали местные органы власти, они, да еще пришедшие на помощь местные девчата помогали ухаживать за ранеными. А иначе – хоть плачь!
А о боях в Польше, Мария Александровна вспоминать не любила.
Там ее дивизия освободила узников концлагеря Освенцим… Когда наши воины стали входить в переполненные бараки, то донельзя изможденные люди, дети, перепуганные стрельбой, безнадежно жались друг к другу. А когда увидели на шапках солдат красные звездочки, с воплями закричали каждый на своем языке: свобода! свобода!
Вместе с боевыми частями дивизии находился и и ее 246 медсанбат, который расположился всего в полукилометре от «фабрики смерти». Врачи, медсестры, фельдшера не только сумели принять всех освобожденных узников, а это – около семи с половиной тысяч человек! но и произвести их санобработку, оказать им первую медицинскую помощь.
28 января 1945 года. Благодарственный молебен в честь освобождения в концлагере Освенцим,
в котором приняли участие и воины 100–й Львовской стрелковой дивизии
Наша справка: Концлагерь созданный еще в 1940 году, вскоре после оккупации Польши, был рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. В газовых камерах и крематориях фашистами было уничтожено свыше 4 миллионов человек 27 национальностей. Были срединих и вологжане…
Из книги «Товарищ ветеран». 2012 год. Автор – составитель Александр Раевский.
То, что не вошло в книгу.
… 27 января 1945 года красноармейцы открыли ворота Аушвица-Биркенау - нацистского концентрационного лагеря в городе Освенциме. Среди заключенных, были русские, поляки, евреи, цыгане и представители других национальностей и этносов, которым грозила почти что неминуемая погибель в Аушвице-Биркенау, самом известном нацистском лагере смерти.
- Поначалу была настороженность с обеих сторон, вспоминала Валентина Каракосова - и с нашей, и с их стороны. Но потом они, видимо, поняли, кто мы такие, и стали приветствовать нас. Боевая задача войти в лагерь была возложена на нашу 100-ю и 107-ю дивизии и 60-ю армию Первого Украинского фронта. они вошли в лагерь. Картина, открывшаяся перед глазами, меня просто потрясла.
- Мы увидели истощенных людей - очень худых, изнуренных, с почерневшей кожей. Они были одеты по-разному: у кого-то только роба, кто-то накинул на робу пальто, кто в одеяло кутался. Можно было видеть, как светились от счастья их глаза оттого, что наступило их освобождение, что они были свободны,
Кавалер двух орденов Красной Звезды и других боевых наград, Великую Отечественную войну старшина медицинской службы Мария Александровна Леонова закончила под Прагой.После демобилизации вернулась домой на Вологодчину, где нашла свою судьбу и стала Каракосовой.
К отчему порогу, она вернулась одна из шести девчонок, ушедших с ней на войну….
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии