Вологжане в борьбе с криминалом

эксклюзив
15:29
495 просмотров
Александр Раевский

По законам военного времени 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года Вологодская область перешла на военное положение. Два дня спустя вышло постановление военного совета Архангельского военного округа «Об обеспечении общественного порядка и оборонных мероприятий по Архангельской и Вологодской областям», согласно которому милиция должна была вести большую работу по обеспечению общественной безопасности. В числе важнейших задач называлась охрана промышленных предприятий, железнодорожных узлов и станций, аэродромов и мостов, банков и радиотелеграфа; контроль за паспортным режимом и обеспечением противовоздушной обороны.

- Обстановка военного времени значительно увеличила объем и сложность их работы, повысила требования к личному составу. Призыв и добровольный уход на фронт опытных работников - а всего на фронт ушло более трех тысяч сотрудников органов внутренних дел Вологодской области - привели к острому кадровому дефициту. Нехватка кадров восполнялась за счет привлечения военнообязанных старших возрастов, демобилизованных военнослужащих, женщин, - рассказал Александр Кузьминых.

503,79 тысячи рублей собрали работники областного НКВД, милиция и другие спецслужбы на строительство авиасоединения «Героический Ленинград», за что удостоились личной благодарности Сталина.

В рамках служебной подготовки личный состав милиции в обязательном порядке изучал способы оказания первой помощи при ранениях и ожогах, ликвидации завалов, вызванных воздушными налетами, штудировал правила тушения пожаров и устройства бомбоубежищ. Обязательными были занятия на знание устройства боевого оружия: пистолетов, ручных пулеметов, гранат и винтовок, а также методов ликвидации воздушного десанта противника.

В условиях военного времени милиция боролась со слухами, провоцировавшими панические настроения. Распространение сведений о поражениях советских 
войск расценивалось как пораженческая агитация. С июня по октябрь 1941 года за «открытую антисоветскую агитацию» были арестованы 438 вологжан, в том числе 58 в Вологде. Как правило, такие дела рассматривал военный трибунал, выносивший суровый вердикт - расстрел.

Без линии фронта

Вологодская область, в силу своего прифронтового положения, вызывала пристальное внимание немецких и финских спецслужб. Для диверсионной работы на территорию региона забрасывались группы из бывших военно-служащих Красной Армии. Перед диверсантами-парашютистами ставились задачи по сбору военной информации, проведению диверсий на транспорте.

При НКВД СССР был организован штаб, а при УНКВД - оперативные группы, которым поручалось в течение суток организовать истребительные батальоны по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника. Командный состав истребительных батальонов комплектовался сотрудниками НКВД и органов милиции.

На истребительные батальоны возлагались обязанности наблюдения за направлениями полетов вражеских самолетов, выявление мест вероятной посадки самолетов и гидросамолетов, а также возможной выброски десантов. В обязанности милиционеров входила организация взаимодействия с пунктами местной противовоздушной обороны, задержание дезертиров и подозрительных лиц, взаимодействие в решении поставленных задач с частями Красной Армии, гарнизонами войск НКВД и органами милиции, контроль за группами содействия, формируемыми из местных жителей.

Всего в годы войны на территории Вологодской области было сформировано 38 истребительных батальонов и 51 отдельное подразделение общей численностью 3 917 человек. Командный состав истребительных батальонов насчитывал 28 работников НКВД и 281 сотрудника милиции. Кроме того, из числа вологжан было организовано 1 075 групп содействия (13 820 человек), участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях: облавах, прочесывании лесных массивов, проверке документов. Для недопущения проникновения в тыл диверсантов и агентуры противника на дорогах в прифронтовых районах были выставлены милицейские заслоны, а в ночное время организовано патрулирование.

- В целом за годы войны сотрудниками НКВД и истребительными батальонами на территории Вологодской области были ликвидированы 32 группы вражеских диверсантов, изъято свыше 200 винтовок, автоматов и пистолетов, 1 150 килограммов взрывчатки, денежных средств на сумму 1 миллион 438 тысяч рублей. При этом на территории области не было допущено ни одной крупной диверсии, - отмечает архивист Сергей Старостин.

Будни уголовного розыска

Важнейшей задачей милиции в годы Великой Отечественной войны являлась борьба с уголовной преступностью. Только в январе 1942 года через Вологду проследовали 15 тысяч освобожденных из тюрем, лагерей и колоний. Добравшись до Вологды, многие из них, оставшись без средств к существованию, нищенствовали и повторно совершали преступления.

Сотрудники УГРО работали в две смены - с девяти часов утра до пяти часов вечера и с восьми часов вечера до двух часов ночи без выходных. Предоставлялся один свободный вечер в неделю - в воскресенье. На время войны были отменены все отпуска. 

Важным направлением деятельности стало выявление дезертиров и лиц, уклонявшихся от военной службы, которые нередко объединялись в бандитские группы, совершавшие убийства, разбои и грабежи.

Борьба с бандитами и дезертирами требовала профессионализма и мужества. Так, в январе 1944 года в Белозерском районе неизвестным бандитом была убита гражданка Игнатьева. Через некоторое время обнаружившие след убийцы старший оперуполномоченный, старший лейтенант милиции, а также боец истребительного батальона, были расстреляны преступником из автомата. 

Вскоре уже другая опергруппа обнаружила бандита в лесу. Он оказал вооруженное сопротивление и в завязавшейся перестрелке был уничтожен. В лесном укрытии убийцы были обнаружены автомат, винтовка, два пистолета, патроны, а также куски мяса, срезанные с трупов убитых сотрудников милиции. Личность каннибала так и осталась неустановленной. Дело о проведении операции по ликвидации этого преступника сегодня, по словам Александра Кузьминых, хранится в Музее органов внутренних дел Вологодской области.


 
С введением карточной системы появился новый вид преступлений - подделка и хищения продовольственных карточек. Самое резонансное преступление такого характера было раскрыто в областном центре. Оказалось, что работники типографии похитили 500 хлебных и промтоварных карточек, а выкупленный по ним хлеб и промтовары сбывали по спекулятивным ценам. Впрочем, подобные случаи имели место не только в Вологде, но и в Череповце, Соколе, Междуреченском районе. 
Также в годы войны в Вологде была задержана группа спекулянтов, которая на городском рынке занималась сбытом дефицитных товаров по спекулятивным ценам. Одновременно была обезврежена преступная группа, которая расхищала валенки с военного склада и реализовывала их по спекулятивным ценам на городском рынке. Всего было похищено 450 пар валенок, чем государству был причинен ущерб в сумме 472 тысячи рублей. Все преступники понесли суровое наказание.
О другом преступлении, описанном вологодскими милиционерами в докладной записке на имя наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия, нам рассказал Сергей Старостин: 

- 9 сентября 1944 года трое неизвестных на тракте Вологда - Пошехонье остановили автомашину. Убив из автомата шофера и пассажира, они скрылись на автомобиле. Бандиты были обезврежены уже на следующий день. Задержанные оказались военнослужащими, дезертировавшими с оружием из 72-й зенитно-артиллерийской бригады ПВО.

Александр Кузьминых, Сергей Старостин, Евгений Стариков