Победили с Божьей помощью!

эксклюзив
09:43
1 890 просмотров
Александр Раевский

 

События Великой Отечественной войны вернули к вере очень многих советских людей. Например, как вспоминали очевидцы, наш знаменитый земляк, уроженец Вологодчины дважды Герой Советского Союза, Маршал Иван Конев на фронте постоянно возил с собой Казанскую икону Божией Матери и в блиндаже ставил ее на видное место. И с этим же чудотворным образом священники облетали на самолете Москву, чтобы уберечь столицу от рвущегося к ней врага…

Воскресный день, 22 июня 1941 г., был особенным днем для православных верующих - отмечался праздник всех святых в земле Российской просиявших. Всех тех, кто молитвенным или ратным подвигом, церковным служением создавал, защищал, сохранял, благоустраивал, украшал и воспевал Русь. 

По традиции глава Русской православной церкви митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) служил в кафедральном Елоховском соборе. 

Возвратившись после службы к себе в скромный деревянный домик, он узнает трагическую весть: фашистские войска перешли советскую границу, бомбят города и поселки, пролилась первая кровь граждан Союза ССР. Молча удалился он в свою комнату-келью. И через некоторое время вышел оттуда с текстом обращения. В нем были и такие строки: - Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу.

Божественное откровение

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Проводником слова Божьего был избран истинный друг нашей страны - митрополит Гор Ливанских Илия.

После трех бессонных ночей и молитвенного бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божья Матерь и объявила, что избран он ради того, чтобы передать извещение Божие для всего народа российского. Если все, что предуказано, не будет выполнено, Россия погибнет. Должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии, священники выпущены из тюрем. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут вокруг осажденного Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве, затем она должна быть в Сталинграде...

Владыка немедленно связался с представителями РПЦ, с советским правительством и передал все, что было ему открыто. По сию пору в церковных архивах хранятся письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву. 

В 1943 году Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин вызвал к себе представителей православного духовенства и пообещал исполнить все, что передал Илия. 

А еще раньше, в 1941-м, священники на военном самолете с Казанской иконой Божией Матери облетели столицу. И 13 декабря информбюро сообщило о поражении ударных группировок гитлеровских войск под Москвой. 

С Казанской иконой Божией Матери крестным ходом, под непрерывными бомбежками и арт-обстрелами, обошли Ленинград. В Сталинграде перед святыней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. В те дни икона была среди наших войск на правом берегу Волги. Враг так и не ступил на правобережье. 

Телеграммы от Сталина

Большую помощь фронту оказывали духовные сестры Вологодчины - труженицы-монахини монастырей: Ферапонтова, Горицкого Воскресенского, Леушинского во имя иконы «Похвала Божией Матери», Парфенова во имя образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Они работали на огородах и выращенные овощи посылали на Северный фронт. Ходили по деревням и собирали у колхозников овечью шерсть, из которой вязали рукавицы, носки, шарфы, жилеты, катали валенки. Собирали по дворам картофель, капусту, морковь, сушили овощи на жаровнях и в русских печах и все отправляли в посылках на фронт. 

Вологодские монахини
Вологодские монахини

У монахини Ферапонтова Воскресенского монастыря Гавриилы (Глафира Платоновна Ванющонкова) в деревне Кнутово, где она проживала, была пасека, и весь мед она отдавала проходившим через Кириллов воинским частям. Настоятель храма Покрова Божией Матери, что неподалеку от Кириллова, протоиерей Павел Иванович Никитин собрал среди прихожан много ценностей и передал их в фонд обороны. А в церкви Иоакима и Анны в селе Носовском близ Череповца председатель церковной общины Надежда Николаевна Петровская (бывшая насельница Парфенова монастыря) за большие пожертвования для фронта была удостоена благодарственной телеграммы от самого Сталина. 

В 1942 г. в Советском Союзе широко развернулось движение по сбору средств на строительство военной техники. На деньги советских граждан - колхозников, рабочих, комсомольцев, пионеров, молодежи - построено было более сотни танковых колонн. Митрополит Сергий 30 декабря 1942 г. призвал паству присоединиться к общесоюзному движению и жертвовать средства на сооружение особой танковой колонны имени Дмитрия Донского. 

Повсеместно возросли сборы и отчисления в Фонд обороны страны и в другие патриотические фонды, активизировались на местах епископы и местные общины. 

Не стояли в стороне от этого святого дела и вологодские верующие, передав в Фонд обороны деньгами и драгоценностями, более 500 тысяч, а потом еще дополнительно собрали 300 тысяч рублей, за что, были удостоены благодарственной телеграммы Сталина.

Все это объясняет, почему к награждению орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные миряне. Первое большое награждение состоялось осенью 1943 г., когда отмечена была деятельность ленинградского духовенства в дни блокады города. Спустя год, в 1944 г., медалями «За оборону Москвы» награждены были представители московского и тульского духовенства. Позднее, государственными наградами за патриотическую деятельность награждалось высшее духовенство Русской церкви. 

7 марта 1944 г. танковая колонна, построенная в Челябинске на церковные средства, была передана Красной Армии, 38-му и 516-му танковым полкам близ деревни Горелки в пяти километрах северо-западнее Тулы. Менее чем за два месяца 38-й полк в боях в составе 2-го Украинского фронта за освобождение юго-западных областей Украины и части Бессарабии уничтожил до полутора тысяч гитлеровцев, 40 различных орудий, 10 пулеметов, подбил и захватил 38 танков и 17 бронетранспортеров фашистов, 101 транспортную машину, захватил 3 склада горючего и были взяты в плен 84 солдата и офицера. 24 апреля 1944 года при освобождении молдавской деревни Жервень и форсировании реки Реут полк принял свой последний бой. Остались «в живых» две машины, которые продолжили боевой путь в составе стрелковых частей. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов были награждены орденами и медалями СССР. 21 солдат и 10 офицеров пали в боях смертью храбрых, 19 человек из них сгорели в боевых машинах. 

516-й отдельный огнеметный танковый полк начал боевые действия 16 июня 1944 г. в операции «Багратион». Он участвовал в Бобруйской наступательной операции по окружению и уничтожению 40-тысячной группировки немецко-фашистских войск. Прорвав сильно укрепленную оборону немцев южнее и юго-западнее Бобруйска, танкисты обеспечили успех стрелковых частей и подразделений 28-ой армии. К 10 октября 1944 г. в составе полка оставалось только два танка, отправленные после тяжелого боя в глубокий тыл для капитального ремонта. За боевые заслуги 516-й полк 5 апреля 1945 года был награжден орденом Красного Знамени. К этому времени в нем служили более 200 кавалеров орденов и медалей Советского Союза. На счету танкистов значилось уничтоженными около 4 тысяч офицеров и солдат, 48 танков и самоходных орудий. 130 орудий, 400 пулеметных точек, 47 дзотов, 37 минометов, взяты в плен - более двух с половиной тысяч солдат и офицеров и 32 военных склада.

Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 300 млн. рублей. К этому следует добавить значительное число драгоценностей, цветных металлов, облигаций и т.п., переданных верующими в другие патриотические фонды. 

Полагался на Божью помощь и наш земляк, дважды Герой Советского Союза, Маршал Иван Конев. В свое время его бывший порученец Степан Кошурко вспоминал: 

- Иван Степанович всегда возил с собою Казанскую икону Божией Матери и в блиндаже или крестьянской избе в первую очередь выставлял образ на видное место. И плевать он хотел на всякие смерши и злопыхателей. Когда Сталину доложили об этом, он спросил лишь одно: «Как он воюет?» - «Отлично, товарищ Сталин!» Верховный только махнул рукой.

Будущий протоиерей Константин Васильев, настоятель кафедрального Вологодского Рождество-Богородицкого собора в 1944 году сбежал на войну

А будущий протоиерей Константин Васильев, настоятель кафедрального Вологодского Рождество-Богородицкого собора (один из старейших священников нашей епархии, удостоенный Почетной грамоты губернатора Вологодской области), в 1944 году сбежал на войну. Тогда он служил прибористом на аэродроме Краснодарской высшей школы штурманов. После войны Константин Васильев стал священником. 

Священник Вологодской епархии протоиерей Серафим Сотский к началу Великой Отечественной войны только что закончил военное училище. Ему довелось воевать артиллеристом на Юго-Западном фронте, он оказался в окружении на Украине, освобождал Харьков, Кавказ, был контужен, не раз смотрел смерти в лицо. По сию пору памятны ветерану несколько случаев чудесного спасения от верной гибели: в страшной битве на Матвеевом кургане под Харьковом, во время отступления под бомбежкой при переправе у Цимлянской. 

Ему, офицеру, не только иконку нельзя было иметь с собой, но и нательного креста.

- За ношение креста могли расстрелять: значит, хочешь быть перебежчиком к немцам, - вспоминал фронтовые годы ветеран. 


Протоирееей Серафим Сотский.  |   Матушка София.

Осетин Сотский выжил на той войне и долгое время служил в кафедральном Вологодском Рождество-Богородицком соборе, потом несколько лет в храме Покрова Пресвятой Богородицы на торгу. 
Вспоминает матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря.  От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград). Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София: 

- … Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: - Ну, батюшки пошли, теперь дело будет! - И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: - Оружие отказало...

- Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю… 

И здесь мы победили врага ценою жизней своих? 

Отметим, что и в наши дни священнослужители не боятся смотреть в лицо смертельной опасности. Вот лишь один из случаев, который свидетельствует об этом.

Вечером 9 августа 2009 года в городе Бабаево было тревожно - искали прапорщика, который сбежал из своей воинской части в поселке Верхневольский, расположенном в 30 километрах от райцентра. Беглец прихватил с собой автомат с полным боекомплектом.

Блокировали его на территории храма Петра и Павла в Бабаеве. Вызванный священник, настоятель храма иерей Анатолий Варенин побеседовал с вооруженным и нетрезвым прапорщиком и убедил его сдаться. Не прозвучало ни автоматной очереди, не пролилось ни капли крови, никто не упал на землю, пронзенный пулей.

С благодарностью отметим бесстрашие и самоотверженность православного священника исполнившего свой пастырский долг. Не так много в наше полное катаклизмов время найдется людей, добровольно идущих под автоматный ствол. К сожалению, отец Анатолий отошел ко Господу. Вечную память о самоотверженном батюшке хранят его прихожане.

24 июня 1945 г. Парад Победы. Москва, Красная площадь.
24 июня 1945 г. Парад Победы. Москва, Красная площадь.

Александр РАЕВСКИЙ (печатается в сокращении)